АВТОМОБИЛИЗАЦИЯ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВОС каждым годом все большее внимание общественности привлекает проблема городского транспорта. Наша жизнь, конечно, уже немыслима без удобного пассажирского или грузового автомобиля. Но, к сожалению, автомобилизация показала и свои отрицательные стороны. Она погубила на дорогах сотни тысяч людей, наполнила города шумом и отработавшими газами. Избыток автомобилей на улицах в немалой мере обесценивает и главное их достоинство — скорость. Поэтому вполне закономерен вопрос: что же будет в наших городах через несколько лет? Не окажемся ли мы в положении, в которое попали и не в силах выбраться капиталистические страны с высоким уровнем автомобилизации? Все чаще эта тема становится предметом дискуссий на страницах газет ижур ­ налов, все с большим полемическим накалом выступают сторонники и ярые противники автомобиля в городе. Об амплитуде мнений можно составить представление даже по заголовкам публикаций — «Автомобиль: запирать городские ворота?», «ворота настежь», «Стоп нашествию!» и т. д. Однако крайние точки зрения так же далеки от истины, как и запальчивость от трезвого расчета. Решение проблемы требует глубокого научного подхода, а проекты и предложения должны считаться с реальными возможностями сегодняшнего дня и учитывать главные направления социального и научно-технического прогресса на достаточно далекую перспективу. Думается, что автополоводье, захлестнувшее крупнейшие города мира, нам все-таки не угрожает. В нашей стране внутригородские пассажирские перевозки с самого начала строились по иному, чем в западных странах, принципу. Решительно был взят курс на общественный транспорт, по развитию которого Советский Союз занимает первое место в мире, а не на индивидуальный автомобиль. Только в прошлом году автобусом, троллейбусом, трамваем перевезено свыше 40 миллиардов пассажиров. В последнее десятилетие предпочтение отдается автобусу — наиболее скоростному, маневренному и приспосабливаемому к изменяющимся градостроительным условиям виду транспорта. Обслуживание пассажиров непрерывно совершенствуется. Повышается скорость и комфортабельность перевозок. Растет протяженность маршрутной сети, увеличивается численность подвижного состава, снижается его удельная загрузка. Общественный транспорт был и останется основой в системе обслуживания городского населения. Однако очевидные успехи отнюдь не означают, что здесь достигнута полная гармония. Исследования показывают: рост городов опережает развитие городского транспорта (например, за последние 10 лет площадь застроенных земель в Москве возросла в 2,1, в Ташкенте в 2,0, Баку и Куйбышеве — в 1,3 раза), и все труднее избавиться от таких недостатков, как большие потери времени на поездки, перегруженность машин, нарушения в регулярности их движения. Поэтому с ростом экономической мощи страны и благосостояния населения все более быстрыми темпами увеличиваются внутригородские перевозки пассажиров на легковых автомобилях индивидуального пользования. Достаточно сказать, что за последние пять лет их объем в нашей стране возрос более чем в полтора раза. Так что легковой автомобиль в какой-то мере облегчает задачу общественного транспорта. Такова ситуация, характеризующая «транспортную проблему» в нашей стране, и сейчас, когда разрабатываются генеральные планы развития крупных городов, появилась реальная возможность комплексного и обстоятельного ее решения. Ближайшая перспектива ясна. В течение этой пятилетки будет осуществлена широкая программа мероприятий, направленных на дальнейшее улучшение условий труда, на лучшее использование свободного времени населения. Совершенствование транспортной системы является одним из важнейших звеньев в этом комплексе мероприятий. Намечается резкий рост выпуска автомобилей и увеличение перевозок пассажиров всеми видами транспорта общего пользования в 1,4 раза. Поставлена задача обеспечить дальнейшее развитие всех видов общественного транспорта с целью повысить мощность и маневренность транспортной системы для бесперебойного и своевременного удовлетворения потребностей населения в перевозках, а также создания резервов провозных способностей транспорта. Многое будет сделано и для повышения безопасности движения. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР о Генеральном плане развития Москвы определено и более отдаленное транспортное будущее крупнейшего города страны. Оно представляется в виде комплексной схемы железнодорожного узла, метрополитена, автомобильных дорог, воздушного и водного транспорта как столицы, так и Московской области. Предусматривается создание системы городских скоростных дорог большой пропускной способности, единой системы городских улиц и транспортных магистралей на основе сочетания исторически сложившейся радиально-кольцевой планировки с новой прямоугольной сетью улиц и дорог. На примере образцового коммунистического города Москвы будут решаться транспортные проблемы ив других крупнейших городах Советского Союза.24