ОЛИМП ДАЛЕКИЙ И БЛИЗКИЙМ ожемли мы штурмовать Олимп? Этот вопрос, о бращенныйкнашим мотокроссменам, п розвучал со страниц журнала два с половиной года назад («За рулем», 1970, № 1). Отвечая на него, и звестныймастер кросса Ю. Романов подробно проанализировал причины неудачныхвыступленийвличныхчемпионатахмира . Но вывод был опт имистичным — при условии кропотливой работы, д альнейшего совершенств ования мастерства советские мотоцикл исты могут повторить успех В. Арбекова, завоевавшего в 1965 году титул сильнейшего в мире. С того памятного сезона прошло семь лет. Все это время мы терпеливо ждали от наших кроссменов высоких результатов. И вот наконецприятные вести. П ервая из Испании , где стартовал чемпионат мирав классе 250 см 1 , — здесь, на первом этапе А. К ибиринзанял второе место. З атем из Франции — П. Рулев проиграллишьЖ . Роберу. Еще более радостное сообщение поступило с чехословацкого этапа —• в отличном стиле победу одержалнаш В. К авинов . После семи этапов все четверо советских гонщиковимели неплохие суммы очков и входили в число десяти сильн ейшихучастников первенства, упорно штурмующих Олимп, — титул чемпиона мира нынешнего года. Вершина была близка , но все же она покорилась ( п ричемв шестой раз) бельгийцу Ж . Роберу. Ответ наглавный вопрос уже отчасти дан. Молодые советские мотоциклисты, о недостаткахв мастерстве которых писал два с половиной года назад нашжурнал , приобрели теперь определенный опыт, от их прежней робости перед маститымизарубежнымиасами не осталось и следа. Теперь они на равных ведут спор дажессильнейшимиизних . Все это время со сборной командой работал серьезный наставникЮрий Игнатьевич Трофимец , сумевший многое передать своим подопечным. Б ыли срывы, большие неудачи. К ак не вспомнить, н апример , «рекорд», установленный Г. Моисеевым в прошлогоднем чемпионате, когда он из двенадцати этапов не закончил восемь. Но главное в том, что из этого не делались поспешные выводы, сборная команда продолжала упорно готовиться ивыступала во всех [ э тапах первенства. I Тем не менее вершина еще не покорена, и значит , вопрос овозможности успешного штурма по-прежнему злободневен. В меньшей степени он актуален для тех нашихгонщиков , которые выступают на машинах класса 250 см 3 , в большей — д ляучастников первенства мира на 500-кубовых мотоциклах . Пусть любителей мотоспорта не огорч ает тот факт , что иныненаши гонщик и не сумели отобрать титулчемпионау Робера. Уместно напомнить , что этот спортсмен выступаетв первенствах уже более десяти лет. Н ашиже В. К авинови Г. Моисеев всего четыре. И уж совсем малый опыт имеют П. Рулев, только что распростившийсясюношеским возрастом, и А. К ибирин , в ключенныйв сборную лишьв конце прошлого сезона. К акпоказываетпрактика , д аже очень талантливомугонщику требуется по крайней мере пять-шесть лет постоянного участиявчемпионатах мира, чтобы стать мастером международногокласса . Т ак что время учебы для наш ихмотоциклистов еще не закончилось, им над многимнужноработать : П. Рулеву и А. К ибирину , н апример , повышать скоростную выносливость, п озволяющую проводить каждый заезд с полной отдачей сил, Г. Моисееву — совершенствовать технику езды. Но, к сожалению , не только молодость и отсутствие опыта не позволили советским гонщикам более решительно вступить в спор за золотую медаль чемпиона. Старты нынешнего первенства отчетливо показали , что при общем сближении уровня мастерства его участниковрешающую роль приобретает техника. Ведущие зарубежные фирмы снабдили своих гонщиков самыми совершенными машинами — легкими, м ощными , с отличной динамикой , способными выгодно проявитьлучшиекачества спортсменов икомпенсировать их недостатки . Вот почему сейчас с еще большей остротой стоит проблема создания отечественного кроссового мотоцикла , который не уступал бы лучшим зарубежн ымобразцам . Ведь тогда свои силы вчемпионате смог бы попробовать целый ряд молодых талантливых спортсменов (Е. Р ыбальченко , В. Попенко и другие). В ариант такого мотоциклав нынешнем году подготовил Ковровский мотозавод. Первые испытанияпрошлина Львовской трассе, где проводился этап КубкаДуная . В одном из заездов В. Овчинников, в ыступавший на новой ковровской машине , ф инишировал пятым, п роиграв только четверке советских гонщиков , с тартовавших на «чез етах » . Но главное здесь, конечно, не занятое место. Радует, что конструктор ы завода серьезно относятсяк постройке машины . Советские гонщикивыступали на че-. х ословацкихмотоциклах «Чезет». Правда, в нынешнем сезоне наши спортсмены опробовали мотоцикл КТМ, предоставленный австрийской фирмой. Павел Рулев очень эффектно выи гралпервый заезд вКишиневе (восьмой этап чемпионата ) , ф инишировавдалеко впереди Робера. Здесь на раск исшей , словно болото, с кользкойисложной трассе преимущества КТМ вмощности (около 42 л. с , тогда каку «Сузуки» — 36) и устойчивости прояв ились очень наглядно . Однако дифир амбы этой машине петь еще рано : ее плюсыиминусы со всей определенностью выявятся только тогда, когда на ней будет регулярно выступать достаточно опытный гонщик . Хорошую, современную технику ждути те наши спортсмены, которые выступаютвчемпионате мира в классе 3 500 см . Однако здесь это не единственн ая проблема. Вот уже многие годы сборная ограничивает свое участие в первенстве разовымистартами . Период разведки тут явно затянулся . Видимо, настало время четко определить свое отношение кчемпионату : либо участвовать в нем по полной программе, и спользуя опыт сборной на 250-кубовых машинах , либо признать , что это соревнование нам не нужно . Второй вариант, правда, маловероятен. Трудно поверить, что в стране, где мотоспорт пользуется огромной популярностью, н ельзянайтии воспитать гонщиков, способных достойно защищ ать ее спортивную честь. Просто их нужно искать, с ними надо работать и смелее посылатьв самое горнило трудной борьбы случшими зарубежными мастерами . Ведь не ошиблись тренеры, в ключивв сборную молодого московского армейца Н. Ефимова, который сразу на трех этапахоказалсяв десятке сильнейших , — с лучай , редко ветре чающийсяв соревнованиях подобного ранга. Это лишнийраз свидетельствует о том, что наши «пятисотники» нуждаются в притоке свежих сил. Представл яетсязаманчивым перевод сюда одного-двух гонщиков из класса 250 см ' (например, того же Г. Моисеева), где налич ие четырех примерно равных по силам мотоциклистов выглядит сегодня роскошью. На скудном пайкевнынешнем сезоне сидели инашиколясочники . В прошл ом году они дебютировали в розыгрыше КубкаФИМи на отдельных этапахпоказали неплохие результаты. М ожнобылонадеяться , что приобретенный опыт поможет им закрепить успех. Многое сделал иИрбитский завод, значительно улучшивший прошлогодний вариант кроссового мотоцикла . И вот результат : на первом этапе в Бельгии экипаж А. Сибирцев — И. Н иконоводерживает победу, В. Телегин — П. Сосновских финиширует третьим. Перее хавв Голландию, Сибирцев со своим напарникомзанимает седьмое место, а Е. Н ечипоренко — Б. Погановский — пятое. В Швецииэкипаж Сибирцева седьмой, а Телегина — д евятый . После трех этапов наши спортсмены занимал ив общем зачете второе, пятое и трин адцатое места. Но на этом программавыступленийв Кубке ФИМ была исчерпана... К ак видно, вопрос, поставленный перед кроссменами два с половиной года назад , злободневен и сейчас. Потому что мотоциклетный Олимп, хотя и стал ближедля одной группынаших гонщиков, все же остался пока не покоренн ым . И сполным основанием этот небольшой спортивный обзор можно зак ончить словами, в зятыми из той жестатьи : «вершины, к ак известно, не пок оряютсятолько тем, кто их не штурмует». Б. ЛОГИНОВ ПолтаваК ишинев Результаты этапов чемпионата мира по мотокроссу, состоявшихся 3в Полтаве (500 смЗ) и Кишиневе (250 см ), опубликованы в подборках «Спортивного глобуса» («За рулем», 1972, № 8 и 9).33