ВОни неразрывно связаны с безопасным движением, как и хорошая техника вождения. Среди тех, что перечислены ниже, вы сможете узнать и некоторые из ваших собственных привычек, о других, возможно, подумаете, что они слишком очевидны, но, поверьте, все они одинаково важны. стать пораньше никогда не вредно, а для спокойной езды это может оказаться даже очень существенным фактором. Если вы не выедете вовремя, то у вас появится соблазн наверстать упущенное в пути. Спешка же ведет к ошибкам, а ошибки — к несчастным случаям. В результате вы можете не только опоздать к месту назначения, но и не прибыть туда вообще. Выезжайте заблаговременно, и вам не нужно будет спешить. В длительных поездках тем более придерживайтесь определенной программы и планируйте время с большим запасом. Лучше опережать программу, а не отставать от нее, и у вас не будет необходимости наверстывать время. асто мы ездим по одним и тем же маршрутам. Однако не ослабляйте внимания из соображений, что вам «все хорошо тут известно». В один прекрасный день именно здесь может что-то произойти. Не будьте поспешны в решениях и не ездите очень быстро лишь только потому, что вам хорошо знакома та или иная дорога. а рулем старайтесь не думать о домашних и служебных заботах. Мысли эти могут нахлынуть на вас при остановке у светофора, но постарайтесь отключиться от них как раз перед тем, когда нужно будет снова начать движение.ВЧХКурение за рулем создает определенные трудности. Прикуривание сигареты, дым, пепел и тому подобное связано с риском при движении, даже если вы чувствуете, что курение помогает вам сосредоточиться. Слушание радио — вопрос вкуса и целесообразности. Например, полезными могут быть сводки о состоянии дорог, погоды или бодрящая песенка. Но слушание серьезных передач отвлекает внимание водителя, как и разговор, а тем более спор с пассажирами. Даже рискуя показаться невежливым, будьте готовы прервать любой разговор, если обстановка на дороге требует особого внимания. ороший водитель не только должен уметь распознать, что делает или собирается делать другой водитель, но он должен также понимать и соответствующим образом учитывать трудности и проблемы, стоящие перед другим водителем. Вспомните, как мы сами всегда бываем благодарны за помощь и внимание. Наряду с необходимостью держаться на почтительном расстоянии, двигаясь за крупногабаритным автомобилем, следует не забывать ио том, что его водитель может оказаться не в состоянии сделать правый поворот*, не взяв сначала несколько влево. Таким образом, надо быть очень внимательБным, находясь в крайнем правом ряду: если подъехать к крупногабаритному автомобилю так близко, что не будут видны его сигналы, можно попасть в ловушку. Грузовые автомобили часто сворачивают направо для въезда в арки домов и дворы, и чем уже въезд, тем более вероятно, что водитель грузового транспорта перед поворотом выедет на левую часть дороги. Следите внимательно за грузовиками, делающими правый поворот, в особенности если эти автомобили длинные или имеют прицепы. Будьте готовы остановиться и дать им эту возможность. ы в состоянии оказать помощь другим (и в конечном счете самому себе), если будете останавливаться перед перекрестками таким образом, чтобы оставлять достаточно свободного места для автомобилей, делающих поворот. Для вас совсем не трудно оставлять такое пространство. Это всего лишь хорошая манера, но она резко уменьшает скученность на дороге. На сей счет не существует специальных правил. Это вопрос умения — предвидеть и сообразовать свои действия с окружающей обстановкой. аши действия должны говорить сами за себя. Резкое торможение в последний момент при подъезде к перекрестку не только признак плохого вождения. Это может вызвать тревогу среди других водителей и повести к экстренным действиям с их стороны. Или, скажем, «подрезание», то есть насильственный въезд в поток транспорта таким образом, что другому водителю приходится уступать вам дорогу. Это очень опасное действие, которое чаще всего вызывается плохо рассчитанным обгоном или неудачцой попыткой другого маневра. Если вы видите возможность возникновения такой ситуации, то постарайтесь избежать ее, снизив скорость. При соблюдении всех правил обгона вы не подрежете кому-то путь. удьте предупредительны к водителям двухколесных машин — велосипедов, мотороллеров, мотоциклов и делайте скидку на различие между вашим н их средством передвижения. Чем «младше» водитель, тем внимательнее надо к нему отнестись ч быть готовым в любой момент замедлить движение или совсем остановиться. Оставляйте им побольше места, когда проезжаете мимо. Велосипедисты и мотоциклисты подвержены влиянию порывов бокового ветра, к тому же их машины менее устойчивы. При встречном ветре или в сырую погоду эти водители нередко едут с низко опущенной головой. Это создает чреватую опасностями обстановку —будьте настороже. Опасайтесь также скольжения и падения велосипедистов на гладких мокрых дорогах. Велосипедисты с трудом берут подъем. Учитывайте это и будьте готовы к тому, что они могут даже остановиться.ХОРОШИЕ ПРИВЫЧКИ В ОБЩИХ ИНТЕРЕСАХКогда вы намереваетесь сделать правый поворот, и в особенности если вам при этом приходится некоторое время ждать около угла, обращайте внимание на велосипедистов и мотоциклистов, которые могут в этот момент двигаться между вами и обочиной дороги. Во многих случаях мотоциклисты смогут проехать там, где вам не хватит места. Пусть это вас не раздражает, но также и не вдохновляет на то, чтобы пробиваться вперед там, где этого делать не следует. втомобильное зеркалоВ* Здесь и дальше в нужных случаях в переводе сделаны коррективы против оригинала, рассчитанного на принятое в Англии левостороннее движение.иногда называют третьим глазом водителя. Надо смотреть в него в нужный момент и действовать в соотнетствии с тем, что вы в нем увидели. Всегда следует пользоваться зеркалом перед подачей сигналов об изменении направления движения, до начала обгона, перед обычной остановкой или открыванием двери водителя. Взглянув в зеркало, вы будете знать, какой транспорт находится за вами, как близко и куда он движется, а стало быть, сможете решить, насколько безопасен для вас будет маневр и когда его можно начать. Таким образом, первое правило: пользуйтесь зеркалом заднего вида своевременно ив нужный момент. Из этого правила вытекает второе, которое содержит существенную составную часть мастерства хорошего вождения — правило постоянной последовательности : зеркало — сигнал — маневр. Это означает: никогда не подавайте сигнала без того, чтобы сначала взглянуть в зеркало; и то и другое делайте своевременно, до того, как перейдете к действиям. Какие бы хорошие зеркала ни были у вашего автомобиля, все равно будут «слепые зоны». Вот почему перед тем, как начать движение, следует оглянуться через левое плечо, даже если вы уже посмотрели в зеркало, и убедиться, что не осталось чего-либо не замеченного вами. Каждый год на дорогах появляются миллионы новых водителей. Постоянно растущая интенсивность движения, выпуск более мощных и сложных машин делают вопрос о хорошем, безопасном вождении более значимым и важным, чем когда-либо ранее. Повышение уровня и класса вождения в интересах всех. Это не только служит безопасности движения, но и делает его более приятным занятием. От простого прочтения этих заметок вы не станете хорошим водителем. Но они указывают путь к такой цели. 27 Из английской книги «Вождение автомобиля». Перевод Г. ВолодинаА