В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОСААФСТЕНД ПОД РУКОЙВозрастающие требования к подготовке водителей заставляют постоянно думать над тем, как эффективнее использовать учебную базу, дать курсантам максимум практических навыков. Группа мастеров производственного обучения Ужгородского автомотоклуба — М. Берник, И. Гача, Ю. Никитин, В. Поган и автор этих строк — создали стенды, на которых монтируются действующие узлы. Смысл этого, если можно так сказать, новшества в следующем. Прежде в классе лабораторных занятий рабочие места оснащались комплектом деталей тех или иных узлов. Теперь эти узлы представлены в сборе, установлены на подставках и находятся в рабочем состоянии. Возьмем стенд с приборами зажигания (см. верхнее фото). Они собраны на одной плате, соединены проводами с аккумулятором. Вращая валик распределителя, курсант наблюдает работу всех приборов, перед глазами у него полностью схема зажигания. Далее, он производит частичную разборку, почти как на автомобиле. При сборке он снова должен подключить приборы. Преподавателю или мастеру уже не надо проверять качество выполненной работы. Путем самоконтроля курсант добивается устранения неисправностей, сам отлаживает схему. Такая наглядность при изучении темы помогает улучшить качество подготовки водителей. Н. КАРЕЧАНИН, старший мастер производственного обучения УжгородВыступление врача Ю. Филиппова представляется мне весьма актуальным. Начну с того, что последствия дорожно-транспортных происшествий занимают особое место в травматологии. По сравнению с производственными и бытовыми эти травмы, как правило, очень тяжелы. Материалы, обобщенные в прошлом году ВНИИ МВД СССР, показали, что среди водителей и пассажиров, пострадавших при авариях, 42 процента получили черепно-мозговые травмы, 18 — повреждения грудной клетки, 12 — брюшной полости, свыше 8 — переломы конечностей и более 9 процентов скончались от удушья. У водителей и пассажиров мотоциклов в 55 случаях из 100 было сотрясение головного мозга, а в 44 — переломы конечностей, ключиц, ребер. При этом смерть чаще наступала не от самого ранения, а от удушья и потери крови. Так что, останется ли пострадавший в живых или нет, в большинстве случаев, особенно при черепно-мозговых травмах, зависит от того, какая ему будет оказана помощь в первые 10 минут после происшествия. Те же материалы показали, что из всех погибших 61 процент скончался «а месте аварии, а около 8 — по пути в больницу.Первая помощьпомощь водителяВ сентябрьском номере журнала под таким заголовком было напечатано письмо врачаавтолюбителя Ю. Филиппова. На этой странице его комментирует руководитель лаборатории проблем безопасности движения ВНИИ МВД СССР профессор И. Г. Маландин.Стенды с элементами систем электрооборудования: зажигания (вверху) и пуска двигателя.Последствия дорожных происшествий усугубляются тем, что большей частью они случаются вдалеке от медицинских учреждений, даже от телефона, по которому можно вызвать скорую помощь. Чаще всего первым возле пострадавшего оказывается водитель, иногда — случайные свидетели. Они могут сделать многое, если будут к этому элементарно подготовлены. Целиком согласен с Ю. Филипповым: в программы подготовки и повышения квалификации всех категорий водителей следует включить приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим на дорогах и проверять это умение на экзаменах столь же взыскательно, как знание правил движения. Кроме того, такую же или более высокую медицинскую подготовку обязаны получить все должностные лица, связанные с дорожным движением, — сотрудники Госавтоинспекции, работники дорожных и коммунальных органов, которые по долгу службы первыми прибывают на место происшествия. Все они должны располагать аптечками с перевязочными материалами и средствами оказания первой помощи потерпевшим. Назрела необходимость наладить массовый выпуск и продажу специальных аптечек для автомобилистов и добиться того, чтобы ими были оснащены все находящиеся в эксплуатации машины. Вообще желательно комплектовать такими аптечками автомобили и мотоциклы, сходящие с конвейеров наших заводов. В связи с разговором, начатым на страницах журнала, заслуживает внимания опыт автомобильной общественности Ленинграда. Здесь автолюбители^врачи уже имеют в своих автомобилях такие аптечки и всегда готовы оказать первую помощь жертве дорожного происшествия. Госавтоинспекция и Облздравотдел выдают им специальные удостоверения; все должностные лица обязаны оказывать им содействие, а на машинах «нештатной скорой помощи» установлены отличительные эмблемы. На мой взгляд, необходимо распространить этот опыт во всесоюзном масштабе, разработать единый образец эмблемы, утвердить положение о правах и обязанностях врачей-автомобилистов, порядке выдачи документов этим людям, добровольно взявшимся за большое и нужное дело. Наконец, наступило время развернуть широкую разъяснительную работу среди населения через печать, радио, кино и телевидение о правилах обращения с пострадавшими на месте происшествия, о первой помощи и транспортировке. Необходимо наладить выпуск массовыми тиражами соответствующих памяток и обращений к участникам движения. Конечно, все эти меры повышения медицинской грамотности участников движения и мобилизации общественности должны сочетаться с улучшением организации службы оказания медицинской помощи жертвам дорожно-транспортных происшествий. Учитывая особую тяжесть последствий аварий, надо хотя бы в крупных городах создавать специализированные пункты по реанимации пострадавших. В ряде зарубежных стран такая спецслужба уже действует, успешно используя для доставки медицинского персонала к месту происшествия и эвакуации пострадавших даже вертолеты. По оценке специалистов, 10-минутный выигрыш во времени позволяет примерно на 30 процентов уменьшить смертность при авариях -на дорогах. Надо сказать, что многие из этих вопросов недавно были предметом обсуждения на коллегии Министерства здравоохранения CCGP. Можно ожидать, что за этим последуют конкретные и действенные меры по снижению тяжелых последствий дорожно-транспортного травматизма.•28