терять контакт с твердой поверхностью дороги и вызвать занос. Иногда, чтобы увеличить сцепление колеса, водители снижают внутрикамерное давление. Это оправдано только при езде по мягкой грунтовой, песчаной, снежной или болотистой дороге. На мокром твердом покрытии это ничего не дает, а если шина сильно изношена — просто недопустимо. Как показывают исследования, при недостаточном давлении, то есть большем «пятне» контакта между дорогой и колесом, может появиться так называемый водяной клин. На больших скоростях шина всплывает, полностью утрачивая контакт с покрытием шоссе. Мотоциклист обязан регулярно контролировать давление в шинах и поддерживать его нормальную величину. Шинный манометр — необходимый «бортовой» инструмент. При торможении нужно мгновенно оценить состояние дороги перед мотоциклом. Обычно вблизи перекрестков, в местах частых остановок транспортного потока асфальт бывает сильно изношен, заглажен и замаслен, в нем могут быть глубокие выбоины, нередко он имеет волнообразную поверхность. В последнем случае, особенно при плохо работающих амортизаторах или при чрезмерном давлении в шине, колесо начинает отскакивать от поверхности дороги, легко блокируясь в воздухе. Неверно думать, что хорошие амортизаторы — это только комфорт. В первую очередь — это безопасность. Неисправная рама, изношенные подшипники рулевой колонки и колес, выработанные втулки телескопической вилки, колеса, стоящие в разных плоскостях или имеющие большое биение, изношенные до корда шины — любой из этих дефектов обесценивает самые идеальные тормоза. Управляя мотоциклом, водителю следует помнить, что для всякого маневра он располагает лишь силой сцепления колес с дорогой, и не больше. При повороте значительная часть силы сцепления расходуется для удержания мотоцикла на криволинейной траектории, и к ней прибавляется еще сила инерции от торможения. Важно, чтобы эта сумма сил не превысила силу сцепления, иначе неизбежен занос. Вот почему на крутых поворотах, когда центробежная сила близка по величине к силе сцепления, торможение опасно. Водитель должен до начала поворота правильно выбрать скорость его прохождения. Попытка резко уменьшить скорость на повороте чаще всего приводит к печальному результату — заносу и падению. Если приходится тормозить на повороте, то делать это надо очень осторожно! Торможение на повороте требует от водителя большого искусства еще и потому, что тормозная сила переднего колеса при этом не лежит в плоскости симметрии мотоцикла, в результате чего появляется опрокидывающий момент, который затрудняет управление (мотоцикл плохо вписывается в поворот). Поэтому пользоваться тормозом переднего колеса на поворотах следует особо осторожно. Еще одно замечание. При резком, «на пределе», торможении не рекомендуется делать резкие повороты руля, наклоны мотоцикла и т. п. — это так же легко приводит к заносу. Э. КОНОП, инженер•-'-+•i I r^H^aJ —— — —$&ГГ~ 4^4с*1 г-----_ _—^„! r~iПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ЭЛ ЕКТРОО БОРУДОВ АН ИЯ «ТУРИСТА»«На мотороллере «Турист» мне пришлось заменить всю электропроводку. Я пользовался, если так можно сказать, полумонтажной схемой, приведенной в инструкции. Чтобы выявить неисправности и наладить работу электрооборудования, нужна принципиальная схема. Прошу опубликовать ее. Думаю, что она окажется полезной всем владельцам «туристов», — пишет в редакцию техник В. Владьев из Ставрополя. Действительно, по принципиальной электрической схеме легче проследить связь всех приборов и выделять цепи для последовательной их проверки. Приводим принципиальную электрическую схему мотороллера «Турист» и ее спецификацию.Обозначение на схемеБ М Пр рр СПР РОТ РН RiRj КзНаименование и типОсновные данные Коли(номинал) чество 12 в, 10 а-ч 12 в, 90 вт 12 в, 7 а 2—6в 11,9 —12,9 в 13.3—14,9 в 20 ом 4,4 ом 12 ом 1,4 ом 12 в, 1 ев 12 в 0,1—0,25 миф 12 в. 1 ев 12 в, 35 дб 12 в, З а 12 в. 21 ев 12 в. 21 ев 12 в, 1 ев 12 в, 1 ев 12 в. 1 ев 12 в, 1,5 ев 40 ев 50 ев 12 в, 2 а6 в, 5 а 6в 5а 12 в 12 в. 10 аJliR.с BKi ип ВК;Л2г ВКзВК< Лзл7, л еЛо ЛвЛи ЛИЛЦАккумуляторная батарея ЗМТР-10 Династартер ДС-1А Предохранитель Реле-регулятор РР-121 Стартерно-пусковое реле ' Реле обратного тока Реле напряжения -г ' " •-- Т Резистор - Резистор Резистор Резистор Лампа А12-1 контроля зарядки аккумуляторов Катушка зажигания Б-51 Конденсатор КН-1 Прерыватель Свеча А6УС Включатель нейтрали Лампа А12-1 контроля нейтрали Звуковой сигнал С-38 Кнопка сигнала Включатель ВК-В54 стоп-сигнала Лампа А12-21 стоп-сигнала Лампа А12-21 указателя поворота Лампа А12-1 контроля указателя поворота (по спец. заказу) Лампа А12-1 спидометра Лампа А12-1 стояночного света Лампа А12-1.5 стоя-ночного света Лампа А12 основного света 50 Включатель ВК 26-А2 Переключатель света П200 или П25-А Переключатель П-201 Реле РС-57В Включатель ВК-21К402 1211111111111 11141111111111ВК»ВК,вк7 РBK-521