Тем, кто готовит водителей«Где и какие наглядные пособия выпускают для обучения водителей автомобилей? Каков порядок их приобретения?» — спрашивает начальник Бав лине кого спортивно-технического клуба (Татарская АССР) Д. Нурутдинов. С аналогичными просьбами обращаются в редакцию преподаватели. руководители других учебных организаций ДОСААФ. Продукция производственных комбинатов, мастерских ДОСААФ (центрального, республиканского, областного подчинения) разнообразна. В номенклатуре изделий есть и учебные наглядные пособия по устройству автомобиля и мотоцикла, правилам движения. Хорошим качеством изделий зарекомендовал себя производственный комбинат ЦК ДОСААФ Латвийской ССР, где выпускаются макеты двух- и четырехтактных двигателей, наборы по правилам движения. В них входят пять карт-схем перекрестков и 117 красочных пластмассовых фигур транспортных средств и дорожных знаков. Комплект упакован в удобный пластмассовый чемодан. Адрес комбината: г. Рига, Акас, 4, расчетный счет № 260909 в Московском отделении Госбанка г. Риги. Комплекты плакатов по правилам движения выпускает мастерская областного подчинения в Ростове-на-Дону. Ее адрес: Буденновский проспект, 76, Промкомбинат обкома ДОСААФ. Установлен определенный порядок реализации продукции производственных предприятии ДОСААФ. Любой вид изделий высылается первичным и учебным организациям Общества как наложенным платежом, так ис выставлением счета на иннассо при получении гарантийного письма об оплате.С 16 и 18 летИгорь Захаров из г. Волжского, другие читатели спрашивают, с какого возраста можно сдавать в ГАИ экза.мен для получения удостоверения водителя мотоцикл;' и автомобиля. На основании инструкции Министерства здравоохранения СССР к экзамену на получение водительского удостоверения водителя автомобиля допускаются лица, достигшие 18 лет, а мотоцикла — 16 лет с обязательным представлением справки медицинской комиссии.Спортивный руль на дорожном мотоцикле"Читатели В. Калачев, А. Некрасов и А. Безгодка из Днепропетровска просят разъяснить, можно ли на дорожные мотоциклы устанавливать руль спортивного типа и дуги. В Днепропетровске их запрещают. Редакция попросила дать разъяснения по этому вопросу Госавтоинспекцию МВД СССР. Установна на дорожные мотоциклы спортивных рулей и дуг допускается в интересах безопасности движения, и работники ГАИ не должны препятствовать такому переоборудованию, так как спортивные рули значительно облегчают управление и не вызывают утомления при дальних поездках. Защитные же дуги предупреждают поломку ног при падении. Однако рули должны быть фабричного производства или изготовленные самостоятельно, но с обязательным соблюдением технических условий, опубликованных в № 3 журнала «За рулем» за 1970 год. Вместе с тем в ГАИ необходимо представить документы, подтверждающие законность приобретения материалов.(с двигателем 250 см ). Ее дуплексная рама выдерживает большие нагрузки. Конструкторы разработали вариант коляски к мотороллерам «Тула» и «Турист» для езды только по хорошим дорогам, но производство их не налажено. Вождение мотоцикла мотороллера) с боковым прицепом имеет существенные отличия, так как машина из одноколейной становится двухколейной, /длиняется тормозной путь, ухудшается проходимость. При торможении и разгоне она стремится отклониться от прямолинейного направления движения, и надо поправлять отклонение рулем. При левом повороте норовит опрокинуться через коляску, при правом — уже коляска проявляет эту наклонность, причем с большей силой, и его приходится проходить, значительно снижая скорость. Опасность опрокидывания тем больше, чем легче прицеп. При эксплуатации мотоцикла с коляской гораздо интенсивнее изнашиваются шины, поскольку (для обеспечения устойчивости и управляемости) колесо коляски должно располагаться под некоторым углом к колесам мотоцикла (развал и схождение). Значительные нагрузки, воспринимаемые рамой мотоцикла, конечно, требуют от нее достаточной прочности. Именно поэтому легние мотоцик3 1 лы (классов 125 см и 175 см ) нельзя использовать с боковым прицепом. Ограничения, которые налагает на владельца мотоцикла боковой прицеп, вполне окупаются его достоинствами. Машина становится более устойчивой на монрой и скользкой дороге, увеличивается грузоподъемность, и главное, на ней можно ехать втроем. Спрос на боковые прицепы пона удовлетворяется не полностью. Некоторые мотолюбители делают их сами. «Технические требования на изготовление самодельных боковых прицепов» были опубликованы в августовском номере журнала «За рулем» за 1965 год. О конструкции прицепов к мотоциклам ИЖ рассказывалось в № 7 за 1959 год и № 4 за 1966 год; к мотороллеру «Тула» — в № 4 за 1962 год, NB 4 за 1965 год и № 8 за 1966 год; к мотороллеру «Турист» — в № 7 за 1971 год. Эти конструкции разработаны в соответствии с «Техническими требованиями» н одобрены ГАИ. Согласно «Правилам регистрации и учета автомототранспорта» все без исключения мотоциклы с боковыми прицепами (не мотороллеры!) могут быть проданы (или куплены) только через комиссионный магазин. Отдельно прицеп, уже зарегистрированный с мотоциклом, продать нельзя. Купить отдельно можно только новый прицеп промышленного изготовления через торговую сеть. За рубежом, в основном в Польше, ЧССР и ГДР, делают и задние одноколесные прицепы для перевозни 30 — 35 кг груза. Они сохраняют некоторые преимущества одноколейных мотоциклов (например, проходимость, возможность движения по узким дорогам и тропинкам) и обеспечивают лучшую управляемость и устойчивость по сравнению с мотоциклом, где такой груз перевозится на заднем багажнике. В настоящее время разрабатываются технические условия для промышленного изготовления задних прицепов.3Только шесть заводовВ. Новаковского из Перми интересует, какие заводы, кроме наших (Киевского и Ирбитского), строят сегодня мотоциклы с карданной передачей. Карданная передача на мотоцинлах в настоящее время применяется в ограниченных масштабах. Как правило, в этом случае главная передача включает пару конических шестерен. Для изготовления их необходимо более дорогое оборудование, чем для звездочки цепной передачи. Поэтому карданная передача в производстве более трудоемка и дорога и находит применение в основном на тяжелых мотоцинлах: БМВ («За рулем», 1970, № 7), «Мото-Гуцци-В7», «МВ-Агуста-750». Что касается легких машин, то лишь один завод («Велосоленс») на мо3 педе модели «Флэш» (49 см ) отдал предпочтение нарданной передаче. Таким образом, сегодня шесть мотоциклетных заводов (в том числе два советских) производят машины с карданной передачей.Устраните зазор в карбюраторе«При работе то.:ько что отремонтированного двигателя мотоколяски СЗА-М прослушивается дребезжащий звук, тон которого повышается с увеличением оборотов... Не удается отрегулировать карбюратор на холостом ходу. В чем причина?» — спрашивает Я. Проскурин из Читы. Явления, о которых идет речь, характерны для двигателей, снабженных карбюраторами с цилиндрическим дроссельным золотнином (К-28, К-38 и др.). Наиболее вероятная причина, вызывающая стук, — большой зазор между дроссельным золотником и стенками колодца карбюратора, образовавшийся вследствие их износа. Пульсирующий поток воздуха, проходящий через нарбюратор, колеблет золотник, который ударяется о стенки, возбуждая звун. Поскольку в нижней части износ нолодца больше (дроссель в основном работает здесь), при опущенном золотнике, ногда обороты невелини, тон звука ниже. Отрегулировать такой изношенный карбюратор трудно, потому что по зазору идет дополнительное, неконтролируемое количество воздуха, по-разному обедняющее смесь. Убедиться, что стук вызывает именно золотник, нетрудно. Достаточно снять с карбюратора патрубок фильтра и при работающем двигателе прижать золотник пальцем. Исчезновение звука подтвердит правильность диагноза. Карбюратор надо заменить. Если же по каним-то причинам приходится оставить старый карбюратор, то можно отремонтировать его следующим образом. На обезжиренные поверхности золотника и нолодца нанести слой клея БФ-2, эпонсидного (или им подобного) необходимой толщины. После отвердения клея (в духовке или на воздухе) проточить на токарном станке (или другом подходящем) восстановленные поверхности так, чтобы золотнин свободно, без заеданий, опускался и поднимался в колодце карбюратора. Если приходится накладывать толстый слой клея, то для прочности в него вводят наполнитель — тальк, металличесний порошок и т. п. При отсутствии станна можно обработать детали вручную напильником и шкуркой. Разумеется, добиться хороших результатов таким способом значительно труднее.Еще раз о подогревателях«Л1еня заинтересовал подогреватель ПЖБ-6, о котором упоминалось в короткой журнальной заметке (см. М 3 за 1972 г.). Прошу редакцию со> общить, для каких марок легковых автомобилей предназначаются подогреватели, в каком состоянии их производство», — пишет автолюбитель Г. Шмидт из с. Донское Оренбургской области. На это письмо отвечают работники Челябинского завода электробытовых приборов. Подогреватель ПЖБ-6 рассчитан для пуска двигателей легковых автомобилей зимой. На заводе в настоящее время заканчиваются подготовительные работы, связанные с производством подогревателей. Уже в четвертом квартале 1972 года будет изготовлена опытно-промышленная партия агрегатов, которые предназначены для «москвичей» модели «408». Одновременно завод разрабатывает техническую документацию для установки подогревателей на автомобили «Жигули» и «Волга» ГАЗ-24. Для указанных машин завод начнет выпускать подогреватели ПЖБ-6 в 1973 году.Прицепы к мотоциклу«Расскажите, пожалуйста, о прицепах к мотоциклам, как их купить пли сделать самому», — пишет нам С. Сокорев из г. Мичуринска. Прицепы к мотоциклам бывают двух видов: боковые и задние. Первые у нас выпускаются для комплектации мотоциклов с двигателями рабочим объемом не меньше 350 см 3 («ИЖ-Юпитер» и все модели Киевского и Ирбитского заводов). Из продающихся у нас импортных машин к эксплуатации с боковыми прицепами пригодны «Ява-350» и «Паннония»33