Среди широкого комплекса мероприятий, намеченных недавним Постановлением ЦК КПСС о мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма, важное место отводится противоалкогольной пропаганде на страницах печати, средствами радио, кино, телевидения. Предлагаемая статья — первая из ряда материалов на эту тему, подготовленных редакцией журнала. О других аспектах проблемы, в том числе о повышении ответственности водителей за управление транспортными средствами в состоянии опьянения, о профилактической работе вы прочтете в следующих номерах журнала. О том, что пьяный за рулем «опаснее врага», говорилось много. Между тем в следственной и судебно-медицинской практике и сегодня среди виновников дорожно-транспортных происшествий до 40 процентов составляют нетрезвые водители. Алкогольное опьянение является причиной многих несчастий на дороге, усугубляет тяжесть последствий. И все-таки находятся люди, которые считают возможным предложить стопку водки шоферу, заведомо зная, что ему придется вести машину. И все-таки находятся водители, отваживающиеся сесть за руль под хмельком. Чем вызвана эта, мягко говоря, легкомысленная терпимость к алкоголю там, где он абсолютно противопоказан? В большой мере — весьма приблизительными представлениями о его влиянии на организм человека. Иным водителям кажется, что кружка пива или рюмка водки никак не могут повредить их профессиональным качествам, способности мгновенно отреагировать на опасную ситуацию. На деле все не так. Даже небольшие дозы спиртного резко ухудшают психические и физические возможности человека. Для водителей же нервно-психические нарушения, развивающиеся при опьянении, просто пагубны. Работами И. П. Павлова и его школы убедительно доказано, что алкоголь даже в небольших дозах угнетающе действует на центральную нервную систему. Это проявляется в некотором возбуждении, ослаблении внимания, преувеличении собственных сил и способностей, что у водителя приводит к ошибкам в оценке дорожной обстановки. Слегка опьянев, он, как правило, утрачивает осторожность и чувство ответственности, пренебрегает реальными опасностями и теряет представление о возможных последствиях своих действий. В больших количествах алкоголь тормозит центральную нервную систему, возникают сонливость, дремотные состояния с потерей ориентации и четкого восприятия окружающей обстановки, страдает память, резко ослабляется зрение. Между тем зрительное восприятие дорожной ситуации является основным звеном, связывающим элементы системы «водитель—автомобиль—дорога», позволяющим водителю ориентироваться среди большого количества объектов при выборе необходимого режима работы двигателя и безопасной траектории движения автомобиля. Особенно опасно замедление реакции. У опытного водителя время реакции на необходимость затормозить составляет около одной секунды. В более сложной обстановке, когда, например, надо притормозить и одновременно объехать препятствие, этот показатель вырастает почти до двух секунд. Еще резче под воздействием алкоголя увеличивается время ответной реакции. По результатам исследований, при содержании алкоголя в крови до 0,5 см 3 на литр время реакции водителя увели1 чивается в полтора раза, до 1,0 см — в два—два с половиной раза, а при 3 концентрации свыше 2,0 см (что примерно соответствует дозе 0,3 л водки)— в 6—9 раз. Представляете, сколько десятков, а иногда и сотен метров пройдет автомобиль, прежде чем водитель сможет хоть что-нибудь сделать? Эксперименты показали также, что от 100 граммов водки общая трудоспособность водителя снижается на 1016 процентов, а мышечная сила уменьшается примерно на одну треть. Сила пальцев руки, имеющая большое значение в работе водителя, даже при опьянении легкой степени снижается в полтора раза. Опьяневший человек и устает значительно быстрее. Широко распространенное мнение о том, что утомление можно снять небольшой дозой спиртного, глубоко ошибочно. На самом деле при этом чувство усталости лишь не замечается вследствие угнетающего действия алкоголя на головной мозг. Хмель в голове затрудняет управление автомобилем из-за нарушения координации движений, понижает слух и остроту зрения, уменьшает поле зрения на зеленый цвет, что может привести к неправильной реакции водителя на световые сигналы. Важно подчеркнуть, что алкоголь не только резко увеличивает возможность дорожных происшествий, но и делает их более катастрофичными. Исследования кафедры судебной медицины Первого московского медицинского института показывают, что при дорожно-транспортных происшествиях травмы у пьяных не только возникают чаще, но и более опасны. Там, где трезвый шофер, способный правильно оценить обстановку и принять возможные меры личной безопасности, отделывается ссадинами и кровоподтеками, пьяный получает переломы ребер, конечностей и другие ранения с длительным расстройством здоровья. Наконец, учащая сердцебиение и повышая кровяное давление, алкоголь угрожает развитием острой сердечной недостаточности и кровоизлиянием в головной мозг. Это серьезная опасность здоровью любого человека. У водителей же при быстрой смене скоростей движения, при торможениях, когда возникают значительные перегрузки, возможность острых нарушений функций сердца и головного мозга, способных повлечь кратковременную потерю сознания или даже смерть, возрастает во много раз. Вывод из всего сказанного следует один: пьяный человек и водитель — понятия несовместимые. За рулем нужны холодная голова и твердая рука. А. ГРОМОВ, профессор, заведующий кафедрой судебной медицины 1-го Московского медицинского института, Ю. СИДОРОВ, старший преподаватель института, кандидат медицинских наук26