СТРАНИЧКА МОТОЦИКЛИСТАСТОП, МАШИНА!Одновременно может нарушиться продольная устойчивость и привести к заносу мотоцикла с разворотом его на 180 градусов. В последнем случае особую опасность представляет падение водителя через мотоцикл, если машина, скользя боком, наткнется на какоелибо препятствие (крышку люка, выбоину в асфальте, участок дороги с большим коэффициентом сцепления и др.). Блокирование колес обычно происходит в критических ситуациях, когда испуганный мотоциклист, не контролируя свои действия, слишком сильно давит на рычаги тормозов. Чем грамотнее торможение, тем меньше вероятность, что мотоцикл пойдет юзом. Торможение двумя колесами самое эффективное, и поэтому наиболее безопасное, оно часто позволяет получить необходимое замедление, не доводя колеса до блокирования. Тормозной путь при идеальных тормозах от веса машины не зависит. Из практики же мы знаем, что, чем тяжелее нагружен мотоцикл, тем труднее его остановить. Ведь чем выше сцепной вес, приходящийся на колесо, и потребная для остановки тормозная сила, тем крепче должны тормозные колодки прижаться к рабочей поверхности тормозного барабана и, значит, тем сильнее водитель должен давить на рычаги тормозов. . Коэффициент сцепления шины с хорошим сухим покрытием дороги может достигать величины 0,7—0,8. В этих условиях для наиболее эффективной остановки машины нужно, чтобы тормоза обеспечивали тормозную силу, равную 70—80 процентам сцепного веса! Практически это означает, что на мотоциклах (таких, например, как ИЖ или «Ява») она на каждом колесе должна быть около 100 кг. В противном случае с увеличением нагрузки мотоцикла начнет расти тормозной путь, а это уже тревожный сигнал — тормоза со своей задачей не справляются. Нужно их налаживать. Но дело не только в состоянии тормозов. Следует всегда думать ио шинах. Трудно оправдать водителя, который, например, из «экономических соображений» ездит на лысых покрышках. Рисунок протектора и степень его износа, конструкция и материал шины, монтаж ее на ободе и внутрикамерное давление в ней оказывают серьезное, а порой решающее влияние на поведение мотоцикла. Практически непригодной следует считать покрышку, если высота рисунка протектора составляет 1 —1,5 мм. Такая шина, во-первых, больше подвержена проколам, порезам и другим механическим повреждениям и, во-вторых, не обеспечивает устойчивости мотоцикла, особенно на мокрой или грязной дороге. Гладкая поверхность изношенной шины не способна нормально вытеснять воду, а тем более прослойку грязи, как это делает новый протектор. В результате шина может полностью по-Теперь рассмотрим, как влияют на устойчивость мотоцикла разные способы торможения*. Заметим вначале, что мотоцикл-одиночка устойчив только в движении, и это его свойство связано со способностью вращающихся колес держать заданное направление. Если же колесо блокировано, не катится, а скользит, то направление его движения определяют боковые силы, возникшие в данный момент от поперечного уклона дороги, неровностей покрытия, ветра и т. п. Мотоцикл вследствие этого теряет устойчивость и может опрокинуться, если в начале заноса не растормозить блокированное колесо. Здесь возможны следующие случаи (рис. 3). 1'. Оба колеса заторможены, а заднее — еще и блокировано. Значит, сила торможения Р2 значительно меньше, чем Pi. Заднее колесо, как мы говорили, готово сместиться в любую сторону. Мотоцикл находится как бы в неустойчивом равновесии, при котором сила инерции Ри стремится повернуть его вокруг точки контакта переднего колеса с дорогой и вызвать занос заднего колеса. 2. Переднее колесо блокировано, заднее тормозится. Мотоцикл в этом случае практически неуправляем. Поэтому, хотя заднее колесо нормально ос* Окончание. Начало щем номере журнала. в предыду-танавливается, а группа сил Р|, Ря иРи не стремится развернуть мотоцикл (то есть продольно он устойчив), такая ситуация обычно приводит к падению. 3. Переднее колесо блокировано, заднее не тормозится. Мотоцикл так же неуправляем, как во втором случае, но к тому же и продольно неустойчив. Силы Р| и Ри стремятся вызвать занос переднего колеса. Как правило, он развиться не успевает, поскольку при достаточно длительном блокировании переднего колеса быстро наступает падение (нормально подобный занос может развиться у мотоцикла с коляской или у автомобиля). 4. Переднее колесо но заторможено, заднее же — блокировано. Мотоцикл в отношении действующих сил Рии Рг продольно устойчив, а поперечно — по-прежнему нет, и длительное блокирование приводит к падению мотоцикла. 5. Блокированы оба колеса. Об устойчивости можно говорить только в момент, когда мотоцикл будет лежать на боку! Таким образом, торможение любого из колес до появления юза нарушает поперечную устойчивость мотоцикла, а при блокировании переднего колеса полностью теряется и управляемость. Рис. 3. Схемы действия сил на мотоцикл при разных способах торможения.