ВАШЕМНЕНИЕ?Получив статьи, редакция попросила Р. Чертова и К. Сочнова дополнительно ответить на несколько вопросов. Думается, что соображения этих двух специалистов ралли представят интерес для читателей.ПОСЛЕСЛОВИЕК ЧЕМПИОНАТУ«Королеве» мотоспорта — шоссейнокольцевым гонкам — исполнилось четверть века. Этот спортивный юбилей совпал с большой датой в жизни нашего народа — 50-летием образования Советского Союза, которому было посвящено первенство страны. Как и раньше, оно проводилось в четыре этапа. Было и отличие: юноши на этот раз выступали на 3 мотоциклах 125 см . Вновь опасались, что четвертый этап окажется не интересным. Но лишь в од3 ном классе — 175 см «Б» (серийные) победитель выявился досрочно. Судьба же остальных медалей решилась только в заключительной встрече. Это определило острую спортивную борьбу на таллинской трассе «Пирита». Обстановка, сложившаяся к последнему этапу у женщин, была напряженной. Две рижанки — Э. Киопе и 3. Решетнике подошли к заключительному этапу с примерно равными шансами на «золото». У Эрики было два первых места и одно второе, у Зенты — два вторых и одно первое. Выиграй Решетнике последний этап, н она — чемпион (в зачет идут три лучших результата, а при равенстве очков и мест преимущество имеет последний старт). Но она сошла из-за поломки мотоцикла, и Э. Киопе в пятый раз завоевала чемпионское звание. Почти во всех классах наблюдалась такая же картина — обладатель золотой медали определялся в очной борьбе двух спортсменов на трассе. Последние слова выделены не случайно: в классах 50 и 175 см 3 «А» (гоночные) судьба золотых медалей решилась до старта гонщиками и их тренерами. Р. Кребс приехал в Таллин, имея в активе три вторых места (12 + 12 + 12 очков). У его ближайшего соперника Э. Борисенко было два первых места и сход (15 + 15 + 0). Для чемпионского титула Эдуарду достаточно было в четвертом этапе зачять третье место. Но Кребс внезапно... «заболевает» и не выходит на старт. В итоге в этой группе не набирается необходимого кворума Б шесть человек, и гонка не может быть зачтена. Так Р. Кребс становится чемпионом в классе 50 см 3 . Картина повторяется в классе 175 см 3 «А». Здесь тоже только шесть участников. У М. Саара 15 + 12+10 очков, а у А. Олейникова 15 + 10 + 0. Займет Анатолий в четвертом этапе первое место (шансы на это реальные) — и по сумме трех этапов он опередит соперника. Но у Саара за минуту до старта «отказывает свеча». Он не выходит на старт и обеспечивает себе золотую медаль. Странные внезапности! Выводы, наверное, должен сделать комитет шоссейно-кольцевых гонок ФМС СССР. Во всяком случае, повторение таких казусов недопустимо. Юбилейный чемпионат показал, что некоторые наши мотозаводы больше внимания стали уделять производству спортивных машин. Заметно улучшил качество мотоциклов Ижевский завод. Его ИЖ-М11 сейчас удовлетворяет основное звено наших кольцевиков. Впервые спортсмены не переделывают у него раму и утверждают, что она «стоит» хорошо. Поправились дела и на Ковровском заводе, выпускающем шоссейный мотоцикл К-175Ш. Гонщики с нетерпением ждут от завода машину класса 250 см3 — К-250ШК. Но, к сожалению, так обстоит дело не на всех заводах. Киевский, например, по существу свернул производство спортивных мотоциклов. И не случайно команда Украины прибыла на соревнования не в полном составе. Завод не смог подготовить для нее... один мотоцикл с коляской. Киевлянам следовало бы взять пример с ирбитчан, которые дорожат маркой своего предприятия и заботятся о том, чтобы их гонщики имели возможность 3 успешно выступать в классе 050 см на чемпионатах СССР.25 летшоссейнокольцевымттогота1. Назовите трех раллистов, которые, на ваш взгляд, по сумме качеств являются сильнейшимиР. ЧЕРТОВ. Сильнейшим нашим раллистом сейчас считаю С. Брундзу. В первую очередь за его исключительную ответственность, я бы сказал, самоотверженность, которые он проявляет при подготовке к каждому выступлению. За ним идут К. Гирдаускас, В. Бубнов, Л . Потапчик, Э. Сингуринди. К. СОЧНОВ. Л учшие раллисты-гонщики — С. Брундза (чемпион СССР 1971 года, высокие результаты ныне достигнуты им в Болгарии, Польше); К. Гирдаускас (второе место в «Туре Европы» в минувшем году, лучший результат в Финляндии); Л . Потапчик (чемпион СССР 1969 года, высокие результаты в ралли Лондон — Мехико, «Тур Европы», в Финляндии)."2. Кто успешнее других справляется со штурманскими обязанностями!Р. ЧЕРТОВ. Мне кажется, что современные ралли исключают названия «гонщик» и «штурман». Должны быть первый водитель и второй водитель. И это несмотря на то, что в двух- трехдневных ралли типа «Золотые Пески» второй водитель иногда даже не садится за руль. Первый водитель обязан сейчас в любую минуту заменить штурмана, т акже кан и штурман, в свою очередь, — в совершенстве владеть мастерством водителя, быть равноценным ему, чтобы предоставить возможность хоть немного отдохнуть. Названных мною выше лучших раллистов я бы спокойно посадил в экипаж штурманами и уверен — они справились бы со своими обязанностями, т акжекак штурманы А. Печенкин, А. Карамышев и Г. Хольм мастерски вели бы машины. К сожалению, в последнее время у нас наблюдается явная недооценка второго водителя, все хотят быть только первым, а это идет в ущерб делу. К. СОЧНОВ. Лучшими штурманами я бы назвал А. Брума, Г. Хольма и Т. Бернстейна.Немало других проблем остаются еще не решенными, и это тормозит дальнейшее развитие шоссейно-кольцевых гонок. О них особый разговор. Сейчас же необходимо отметить то, что приятно порадовало спортсменов. Несколькими «обновками» встретила участников юбилейного чемпионата рижская трасса «Викерниеки» — единственная в стране построенная специально для шоссейнокольцевых гонок. Мотоциклы переехали из палаток в боксы, механикам и представителям команд не нужно теперь мокнуть под дождем — построены навесы для пунктов технической помощи. Получили подарок и зрители. На трассе появилось электротабло, п оказывающее положение лидирующей шестерки после каждого круга. Трасса постепенно обрастает комплексом сооружений для мотоспорта: заканчивается строительство мотобольного поля и гаревой дорожки для трековых гонок. В перспективе сооружение трибун и гостиницы для спортсменов. Само строительство трассы и все ее усовершенствования обязаны своим появлением в большой мере энтузиазму, настойчивости и трудолюбию мастера спорта Эдуарда Киопе — бессменного директора трассы с момента ее основания. Организатор заключительного этапа — ЦК ДОСААФ Эстонской ССР успешно справился с проведением ответственного соревнования, посвященного знаменательной для советского народа дате. Церемониал открытия этапа изакрытия чемпионата был по-настоящему красочным. торжественным. Четко провела соревнования судейская коллегия, возглавляемая главным судьей Э. Лоомусом. Г. АФРЕМОВ, судья Всесоюзной категории Рига — Вильянди—Таллин3. Как вы относитесь к «проблеме совместимости» водителя и штурмана!Р. ЧЕРТОВ. На этот вопрос ответ в основном дан выше. К. СОЧНОВ. Совместимость, иными словами «сыгранность», э кипажа имеет первостепенное значение в ралли. Гонщик (первый водитель) высокого класса мож ет сам подобрать себе штурмана, и в этом мы, тренеры, должны ему всячески помогать. Обязанности штурмана в современном ралли чрезвычайно трудны. и далеко не каждый спортсмен в состоянии с ними справиться.Результаты соревнованийКомандный зачет. 1. Латвийская ССР: 2. Эстонская ССР; 3. Белорусская ССР. ДСО и ведомства: 1. «Даугава»; 2. «Калев»; 3. Вооруженные Силы. Автомотоклубы: 1. АМК «Калев»; 2. Республиканский СТК Латвийской ССР, 3. АМК автотранспортников Риги. Личный зачет. 125 см 3 . Ю нош и: 1. К. Руубер; 2. М. Мягар (оба — Эстонская ССР); 3. Ю. Гресс (Украинская ССР): Ж енщины : 1. Э. Киопе; 2. 3. Решетнике; 3. Л. Сотака (все — Латвийская ССР). М ужчины . 50 см 3 : 1. Р. Кребс (Латвийская ССР): 2. Э. Борисенко (Москва); 3. Э. Цунскис (Латвийс кая ССР). 1 25см3 «А»: 1. К. Ошнньш (Латвийская ССР); 2. Э. Борисенко; 3. В. Леппик (Эстонская ССР). 1 25см3 «Б»: 1. В. Леппик; 2. А. Калачев (Белорусская 3ССР): 3. А. Олейников (Москва). 1 75см «А»: 1. М. Саар (Эстонская ССР); 2. А. Олейников; 3. 3 Ю. Витолнньш (Латвийская ССР). 1 75см «Б»: 1. И. Нестеров (Ленинград); 2. В. Шилов, 3. И. Иостс (оба — Латвийская ССР). 3 50см3 «А»: 1. Л. Тээсалу; 2. И. Тнлль; 3. М. Рейнуп (все — Эстонская ССР). 3 50см3 «Б»: 1. У. Лалло (Латвийская ССР); 2. А. Калам (Эстонская ССР); 3. М. Рейнуп. 2 50см5 : 1. К. Ошиньш; 2. И. Тилль; 3. Л. Тээсалу. 3 50см3ско ­ л яской : 1. В. Хельм — К. Неухаус (Эстонская ССР); 2. В. Алфеев—Л. Самсонов (Москва); 3. В. Лапин — А. Середа (Белорусская ССР). 6 50см3сколяской : 1. Э. Аузиньш — Ф. Хаферберг (Латвийская ССР): 2. В. Новгородов — В. Бархатов (РСФСР); 3. В. Хельм — К Неухаус.4. Какие качества, с вашей точки зрения, необходимы сегодня раллисту для участия в крупных международных соревнованиях!Р. ЧЕРТОВ. Чтобы полно и точно ответить на этот вопрос, необходимо обобщить опыт участия наших раллистов в международных соревнованиях. Эта работа уже ведется, дала определенные плоды, ее, разумеется, надо настойчиво продолжать. К. СОЧНОВ. Для участия в крупных международных соревнованиях любому спортсмену, в том числе и раллисту, необходимо, кроме природных данных, обладать огромной работоспособностью, проявлять стремление к тренировкам, иметь неослабевающий спортивный азарт в соревнованиях, постоянно осмысливать свои успехи и победы конкурентов. Одним словом, это должен быть человек неутомимый, все время стремящийся вперед. Такими качествами обладает С Брундза.35