Летом нынешнего года традиционные моторалли, устраиваемые Международной мотоциклетной федерацией (ФИМ), финишировали в югославском городе Охрид. Советская команда, набрав наибольшее количество очков, завоевала Главный приз и несколько кубков (см. «За рулем», 1972, № 10]. В этих ралли участвовали наши корреспонденты Б. Демченко и Б. Синельнико*. Сегодня мы публикуем корреспонденцию одного из них, а в одном из ближайших номеров другой расскажет о том, что показала в дальнем пути «Планета-3».Советские мотоциклисты в ралли ФИМБудапешт. Ижевские мотоциклы только что приняли в свои баки очередную дозу топлива. Несколько тысяч километров, которые «адо пройти по графику в любую погоду от места старта до финиша ралли и обратно, предъявляют к машинам и водителям довольно тяжелые требования. Поэтому наша сборная была укомплектована в основном представителями заводских мотоклубов, искушенными мотоциклистами с богатым опытом длительных пробегов. Ралли ФИМ — прекрасное средство общения мотоциклистов, оно помогает им лучше узнать друг друга, познакомиться с жизнью стран, по территории которых проходят маршруты. Эти соревнования с успехом служат и пропаганде мотоциклетной техники, мотоциклизма. Как же 'Прошли ралли? Главная цель достигнута — победила наша команда. Это, безусловно, успех, показывающий достаточно высокий уровень советской мотоциклетной техники, особенно ее надежность и выносливость. Что же касается других параметров и отделки машин, то сравнение их с большей частью зарубежных, которые мы видели, оказывалось не в нашу пользу. Правда, создать мотоцикл, одинаково пригодный для любых условий — климатических и дорожных, — задача очень трудная, если вообще выполнимая. Блестящая четырехцилиндровая «Хонда», мощность и скорость которой выше, чем у многих современных легковых автомобилей, уступит в городе «Туристу», а на проселке — «Уралу». И все же девяти лошадиных сил 125-кубового минского М-106 сегодня очень мало; большинство его «одноклассников» перешагнуло рубеж 15 л. с. Внешне же наши мотоциклы выглядят излишне скромно. Изменить формы машины, разумеется, не просто, это требует большой работы, порой нового оборудования, но тем не менее сегодня тот же М-106 по облику мало отличает2. «За рулем» № 11Колонна советских мотоциклистов у финиша в г. Охрид. шины: «юпитеры», «вятки». «туристы»...Знакомые мася от М-1А пятнадцатилетней давности. Старомодность форм подчеркивается к тому же и весьма унылым цветом и небрежным покрытием некоторых машин. Только ИЖи да еще, может, «Вятки», играющие оранжевой и белой красками, казались нарядными, даже какими-то веселыми. Колонна советских мотоциклов везде вызывала живой интерес. Спрашивали о параметрах машин, расходе бензина и цене его в СССР, спорили о преимуществах и недостатках машин из разных стран. Большинство таких бесед заканчивалось вопросом: как купить понравившуюся машину? Было очевидно, что многие наши собеседники имеют весьма скудные сведения о советской мототехнике. И мы, часто не зная языка, вынуждены были при помощи же ­ стов и рисунков рассказывать о «планетах-3» или «туристах-М». Ралли дает богатую пищу заводам. Минчанам, например, предстоит разобраться, почему некоторые их мотоциклы не выдерживали порой общего темпа движения по шоссе, а ижевцам принять какие-то меры для уменьшения расхода бензина мотоциклов с коляской. Анализируя предварительно поведение участвовавших в ралли мотороллеров В-150М, «Турист» и «Турист-М», мотоциклов М-106, ИЖ-ПЗ, ИЖ-ЮЗ ско ­ ляской, «Урал» М-66 (киевские и ковровские машины, к сожалению, в ралли представлены не были), можно отметить общий для всех недостаток — низкое качество комплектующих изделий, а в первую очередь свечей зажигания, генераторов, звуковых сигналов. В целом же, как мы говорили, наши машины прошли весь путь хорошо. Особенной похвалы достойны мотороллеры В-150М. Многие не верили, что эти маленькие машины своим ходом преодолели 4800 километров от города Вятские Поляны до Охрида. Две итальянки, приехавшие на мотороллерах «Ламбретта», были убеждены, что до Белграда наши «вятки» могли добраться только в автобусах. Доказали свою надежность и удобство тульские мотороллеры. Подтвердили высокое качество ижевские мотоциклы, прочность и выносливость — ирбитские машины. Им пришлось пройти более 10 000 километров, в том числе нелегкий путь от завода до Казани, фактически по бездорожью. Последнее, о чем стоит сказать, — экипировка водителей. Почему-то повелось наряжать их в тренировочные легкоатлетические костюмы, являющиеся парадной формой. Может быть, они и красивы, но мотоциклистам мало подходят. Они хороши лишь под кожаным костюмом в холодную погоду. Во время дождя ив жару все надевают брезентовые «штормовки», неказистые и неудобные. К сожалению, наша швейная промышленность пока не выпускает хорошей одежды для мотоциклистов. А как нужен им недорогой практичный наряд и мотоботы вместо традиционных кирзовых сапог. Желательно еще, чтобы команда одного клуба чем-то отличалась внешне от команды другого. Для этого достаточно, может быть, яркой эмблемы, значка, костюма или части его «своего» цвета. Тогда и тысячам зрителей будет приятней смотреть на участников и различать их. В данном случае речь не только о тех, кто выезжает на моторалли, а о многочисленных командах мототуристов, путешествующих по стране. Б. СИНЕЛЬНИКОВ Фото автора Москва —Будапешт —Белград —Охрид.'