«ЖИГУЛИ • ЗИМОЙЬлнзящаясн автомобильная зи.ча — особенная. Отлнчие ее в том, что на улицах и дорогах будет намного больше индивидуальных машин. Владельцы «жигулей», число которых перевалит вскоре за третью сотню тысяч, по достоинству оценили нх всесезонпость. Антифриз в системе охлаждения, легкость пуска двигателя даже в сильные морозы, мощная «печка» с хорошим обдувом лобового стекла, отсутствие сквозняков в салоне — все это решает извечный вопрос «ездить или не ездить зимой?». Да, ездить. Итак, вы будете ив предстоящем осенне-зимнем сезоне повседневно пользоваться своим ВАЗом, причем для многих эта зима первая «на колесах». Каковы же особенности эксплуатации машины в это время? Что нужно знать я уметь владельцу «Жигулей»? Мы попросили рассказать об этом автора вышедшей недавно в издательстве ДОСААФ книги «Автомобиль «Жигули» инженера Л. П. ШУВАЛОВА. выпустив их через сливную пробку. Доступ к ней закрыт резиновой заглушкой в правой части заднего пола кузова. Не забудьте также очистить и промыть сетчатый фильтр бензинового насоса. Особое внимание — тормозам. Все ли в этой важнейшей для безопасности системе соответствует норме? Проверьте рабочий и стояночный тормоза, отрегулируйте их по инструкции. Вы, конечно, знаете, что нельзя заливать или доливать в гидросистему какую-либо тормозную жидкость, кроме ГТЖА-2 «Нева». Учтите, что она гигроскопична — поглощает влагу из атмосферы — и в результате ухудшает свои качества. Берегите ГТЖА-2 от контакта с воздухом, не оставляйте ее открытой при хранении. Это относится ик гидроприводу сцепления. Чтобы не беспокоиться о пуске двигателя, приведите в «боевую готовность» аккумулятор и распределитель, убедитесь в исправности свечей. Перед зимним сезоном полезно проверить переднюю подвеску, углы установки колес, их балансировку, состояние шин и давление в них. Напоминаю, что в шинах передних колес оно должно быть 1,7 атмосферы, задних — 1,8 атмосферы. Если летом некоторые вольности с перечисленными выше условиями грозят вам повышенным износом шин, затрудненным управлением или неприятным шумом, то зимой это риск аварии. Наконец, напомним об одной мелочи. Позаботьтесь, чтобы не замерзала замочная скважина двери и багажника и сам механизм замка. В продажу поступают специальные аэрозоли-антиобледенители для этой цели. Но если у вас нет такого баллончика, вспомним старый проверенный способ. Сначала промоем замок несколькими граммами спирта или ацетона (сильной струйкой, из маленького медицинского шприца). Затем смажем, вдув в скважину мелко истолченный грифель мягкого черного карандаша. С чисто технической стороной подготовки к зиме все в порядке. Переходим к отработке приемов эксплуатации и вождения. Итак, раннее морозное утро. Стоящий у подъезда автомобиль облеплен снегом. Холодно. Чтобы двигатель запустился надежно, выжимаем до отказа педаль сцепления, вытягиваем полностью кнопку воздушной заслонки. Ни в коем случае не трогаем педали акселератора — этим вы осложните дело. Убедившись, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении, покачивая руль, поворачиваем ключ замка зажигания и включаем на 5—8 секунд стартер. Не беда, если двигатель только «схватит» и не заработает с первой попытки. Мы уверены, что под капотом у нас все в порядке ив баке достаточно бензина. Снова поворачиваем ключ — и мотор заработал. Через 1—2 минуты, не меняя положения кнопки воздушной заслонки, плавно отпускаем сцепление, при необходимости поддерживая устойчивые обороты двигателя педалью акселератора. Как только нагрузка от перемешивания масла в коробке передач снизилась и мотор увеличил обороты, плавно утапливаем кнопку привода воздушной заслонки до такого положения, при котором двигатель работает устойчиво, без вибрации и перебоев. Дав ему поработать при таком положении кнопки, утапливаем ее, теперь уже полностью. Чтобы двигатель не заглох, поддерживаем педалью акселератора несколько повышенные обороты, необходимые для устойчивости. Сигнальные лампы давления масла и зарядки аккумулятора при этом не должны гореть. Благодаря рациональной схеме системы охлаждения двигатель прогревается быстро, а пока можно включить вентилятор отопителя и направить весь поток воздуха на ветровое стекло: чтобы стаивал лед с его наружной поверхности. Как только ветровое стекло будет очищено, один из дефлекторов поверните так, чтобы выходящий из него поток воздуха был направлен на заднее стекло. Но вот двигатель устойчиво работает при утопленной кнопке воздушной заслонки — можно ехать. Выжав педаль сцепления, включите первую передачу, не прилагая значительного усилия к рукоятке переключения — иначе вы ее сломаете. Если передача не включается, отпустите педаль сцепления и снова нажмите на нее, прежде чем включить передачу повторно. Плавно, избегая пробуксовки колес, трогайтесь с места. Не забудьте, что двигатель вашего автомобиля не имеет ограничителя оборотов, и во время буксования они могут превысить максимально допустимые, что грозит поломкой. Если при движении мотор «дергает» и не обеспечивает нужной приемистости, можно немного (ровно настолько, сколько нужно для исключения рывков, обычно на 1/4 хода) вытянуть кнопку воздушной заслонки, чтобы чуть обогатить смесь. Последовательно переключая передачи, помните, что масло всюду загустело и делать это надо плавно. Перейдя на четвертую передачу, двигайтесь со скоростью не ниже 50 км/час. Иначе мотор работает неустойчиво ив механизмах трансмиссии появляются ударные нагрузки. Двигатель у «Жигулей» быстроходный, и работа под нагрузкой на низких оборотах для него вредна. Если нужно двигаться на малых скоростях, включайте низшие передачи. Проехав два-три квартала, не забудьте полностью утопить кнопку воздушной заслонки, так как работа на обогащенной смеси не только приводит к перерасходу топлива, но и вредна для двигателя. Но вот он полностью прогрелся (стрелка термометра охлаждающей жидкости заняла вертикальное положение), стекла очистились от льда и измороси — теперь можно открыть крышку нижнего люка отопителя и направить поток теплого воздуха в салон.Советы для тех, кто водит автомобиль ВАЗ, и не только для нихНачиная подготовку машины к зиме, прежде всего тщательно пронойте кузов (снаружи и внутри), двигатель и трансмиссию. Если у вас нет специальных моющих средств, воспользуйтесь стиральным порошком типа «Новость». Не советую мыть мотор бензином или дизельным топливом — они разрушают изоляцию проводов и резиновые детали. Теперь, когда все сверкает, гораздо приятнее работать. Да и видно лучше. К холодам нужно подготовить все системы. В двигатель залейте зимнее (М8Г № 9) или, в крайнем случае, всесезонное (М10Г > 10) масло. В ко& робку передач и задний мост — масло ТАД-17 ИЛИ ТАД-10. Думаю, что вам это известно. Просто хочу напомнить. Зазоры между кулачками распределительного вала и рычагами привода клапанов отрегулируйте на холодном двигателе (плюс 15 — плюс 18°). Они должны быть не менее 0,15 мм. В систему охлаждения «Жигулей» на заводе залит антифриз — водный раствор специальной жидкости ТОСОЛ-А или «Парафлу 11». Эти составы полностью равноценны и взаимозаменяемы, но любые другие отечественные антифризы не годятся. Учтите, что чистый ТОСОЛ-А замерзает при минус 21,6°, смесь с 20% воды — при минус 45°, если же воды в нем 35%, то температура замерзания равна минус 65° (ТОСОЛ-А65), а когда воды 50% — минус 40° (ТОСОЛ-А40). Текучесть этих смесей увеличивается при низких температурах, поэтому, готовясь к зиме, нужно тщательно проверить, нет ли где подтеканий. Крышку воздушного фильтра, которая регулирует забор воздуха, переставьте в «зимнее» положение. Для чего, — я думаю, объяснять не стоит. Очистите бензобак от воды и грязи,14