На этих страницах мы рассказываем о чемпионатах страны по автомобильному и мотоциклетному спорту, посвященных пятидесятилетию образования СССРНа прочном фундаментеФ лагвшахматнуюклетку на финише взлетает иопускается , отсекая мгновенья. Только что огонкеговорилив настоящем времени, и вот она уже остается в памяти ипротоколах . Сколько их, чемпионатов страны по шоссейнокольцевымавтогонкам 'уже осталось по ­ зади? Двадцать три , если считать спер ­ в ого , п роводившегосяв 1950 году. С тех пор многое изменилось в нашем автоспорте. И чтобы объективнооценитьего нынешний уровень , п оройполезноогля ­ нуться, хотя бы на 10 лет. Чтобы наш анализ являлся конкретным, а не отвлеченнымразговором , о б ­ ратимся кцифрам , . х арактеризующим чемпионаты страны 1962 и 1972 годов . Тогда, десять лет назад, первенство СССР разыгрывалось • трех группах и трех формулах автомобилей на двух трассах (« Таллине и Каунасе). В немприняли участие 102 гонщика из семи городов, преимущественно москвичи, л енинградцы , г билисцыи таллинцы. На вооруженииу них стояли гоночныеи спортивные машины большей частью собственной конструкции . Л ишь несколько серийных автомобилей, стартовавших вместе со спортивными , д а «пятисотки» м одели «Эстония-3» представляли прод укцию автозаводов {32 процента от общего числа). На машинах — ни дисковых тормозов , ни специальных карбю ­ р аторов , ни «магниевых» колес, ни го ­ ночных покрышек . И все жемы радовались, что на спор ­ тивных автомобилях сдвигателями «Волга» стартовало 25 участников , что вто ­ рой год чемпионат проводитсяуже на двух трассах, а многиегоночные «сам оделки » выглядят не столь ужкустар ­ ными. С ловом , это был шагвперед . Спорт подобен .пирамиде. Высшие достижения должны иметь прочное идовольнобольшое основание. Таким фундаментом является массовость. Нас колькопрочнееон стал за последние 10 лет, п оказывают итоги минувшего первенства СССР по кольцевымгонкам . Б нем приняли участие 116(1) с портсме -нов, которые представляли 21 'Город. Эти цифрырад / ю т , но главное дости ­ ж ение , п ожалуй , в том , что автоспорт теперь резкорасширилсвою географ ию . Вот примеры . З олотую медаль на машинах формулы4 впервые выиграл представитель латвийского колхоза « А дажи » . А гонщик из донецкого клуба «Циклон», с уществующего лишь четыре года, стал серебрянымпризеромвфор ­ м уле 2. Начали культивировать кольце ­ вые автогонки иклубы таких городов , оде в 1962 году мало «то представлял себе, д ажекакустроенгоночный автом обиль . Сегодня жеспортсмены автоб азы треста «Плодсовхоз» и зКраснода ­ ра, представители спортклуба «Луч» из Нальчика, с портклубаСаратовскогоуни ­ верситета — н епременные участники чемпионата страны. Но заложить эти новые камнивфун ­ даменте нашего автоспорта едва ли оказалось возможным , если быклубы не имели соответствующей техники. Вот уженесколько лет подряд Таллинский авторемонтный завод по заказу ЦКДОСААФежегодно строит по 50 гоноч ­ ных автомобилей . О нирегулярно поступают в спортивные клубыи секции, и сегодня их парк составляет около трех сотен. Если обратиться кданнымпоследнего первенства СССР, то увидим , что среди 101 участника, стартовавшего на автомобилях четырех формул , 97 процентов шли на машинахзаводскогопроизвод ­ ства (преимущественно на «ЭстоИИИ-15М» и «Эстонии-16М»). Это несом ­ ненный, п рогресс . Времена 'Кустарных « с амоделок » миновали. По сравнениюс 1962 годом наша го ­ ночная техника совершиласкачок не только количественный , но и качественный. В спомним , что тогда на гонках не было ни одноймашины , чей двигатель имел бы распределительный вал вго ­ ловке. Такие конструкциимы видели лишь на страницах заграничных спортив ­ ных журналов . С егодняже из 60 автом обилейформул 1, 2 и 3, п редставлен ­ ных на чемпионате, более чем половина была снабжена моторами (23 — « М оск вич-412» и 12 — «Жигули») с верхнимраспределительнымвзлом . Теперь не редкостьигоночныекарбюраторы «Веб ер » — о ниприменялись на девяти ма ­ шинах, а 38 автомобилейиз тех же 60 имели отлитые из магниевого сплаваколеса. Десять лет назад о них приходилось лишь мечтать — с егодняэтосо ­ вершенно обыденная вещь для автогонщ иков , так жекакидисковыетормо ­ за — и ми было оборудовано 84 процен ­ та автомобилей всех формул , стартовавших впоследнем первенстве. То жесамоеможно сказать обэлектронных тахометрах, пятиступенчатых коробках передач , гоночных покрышках . Что касается гонок на серийных автом обилях , то и тут мы являемся свидетел ями значительного роста. В 1962 году только девять спортсменов стартовали в классе серийных машин , а в нынешн ем — 65. Значительно возрос интерес ксоревнованиям на серийных машинах со стороны не только клубов , но и автозаводов. С егодня на « к ольце » у жевы ­ с тупают представители АЗЛК , Г орьковского автозавода, У фимскогомоторно ­ го завода. Да, м ногоеизменилось . Ш ире стало основание пирамиды — тысячи новичков влились врядыавтоспортсменов . В списках призеровкрупныхсоревнований появились новые имена; А. А льхимович , X. Кару, М . Львов, В. Поваров, Ю . Рейнтам, В. Савостин, Ю . Т еренецкий , Э. У н ­ тера. Чемпионат страныпроводитсяте ­ перь на трех трассах. Возросло не только число участникови количество пред ­ ставляемых имигородов , р езкоподнял ­ ся интерес кгонкамсреди зрителей. Л. ШУГУРОВ, член президиума ФАС СССР г. ТаллинСпидвей молодеетЧемпионаты Российокой ФедерациииСоветскогоСоюза по спидвею , п освя ­ щенные 50-летию образования СССР, продолжались вобщейсложности 34 дня. И все это время не утихала острая борьба на гаревых дорожках . Л юбопыт ­ но, что в обоих соревнованиях по сравнению с прошлым годомпризеры обновились полностью . На высшую ступеньку пьедестала по ­ чета первенства Российской Федерации поднялся опытный гонщик из Балаково Вл. Г ордеев . В своем активе он имеет ужезолотую медаль чемпиона страны, аТАБЛО ЧЕМПИ1КОЛЬЦЕВЫЕ АВТОГОНКИ Гоночные автомобили (после модели автомобиля в скобках — месса, занятые на этапах). Ф ормула4 ( д о 350 смЗ): 1. Э. Сальм. Адажи, «Эстоння^бМ» (5, 6, 3); 2. Ю. Шибаев, Ленинград, <Эстония-15» (7. 1, 10); 3. Э. Унтера. Таллин, «Эстония-15М» (1,0,1). Ф ормула3 (до 1300 смЗ): 1. Э. Гриффель, Таллин, «Эстония-9МВартбург» (1,1,2); 2. Ю. Рейнтам, Таллин, «Эстония-18-Жигули» (2, 3, 4); 3. X. Кару, Таллин, <Эстония-9Ф-Вартбург» (7,5,3). Ф ормула2 ( д о 1600 см^): 1. М. Лайв. Таллин. «Эстония-16М-Москвич» (1, 1, 1); 2. В. Поваров, Донецк, «Эстоння-16М-Москвич» (2, 2, 4); 3. В. Глурджидзе. Тбилиси, «Эстония-16М-Москвич» (6,6,6). Ф ормула1 ( д о 3000 смЗ): 1. Ю. Теренецкий, Москва, «Москвич-Г5М» (1,1,2); 2. Н. Казаков, Москва, «Москв ичам » (2, 6, 3); 3. М. Львов, Ленинград, «Эстоння-16М-Москвич» (6, 3, 4). Серийные автомобили. Класс I («Жигули»): 1. Н. Рогожин, Киев: 2. И. Изотов, Вильнюс; 3. Ю. Дисюк, Тольятти. К ласс II ( « М осквич » ) : 1. А. Дамбис; 2. В. Мелбардэис, оба — Рига; 3. А. Клопичев, Москва. Класс III («В о лг а » ) : 1. Ю. Ивин, Ленинград; 2. В. Мосолов, Горький; 3. Г. Тваури, Тбилиси. АВТОМОБИЛЬНЫЙ КРОСС Командный зачет: 1. М осква : 2. РСФСР; 3. У збекская ССР. ДСО и ведомства: 1. «Труд»-1; 2. «Спартак»-1; 3. «Жальгирис». Личный зачет. К лассI (ГАЗ-69): 1. А. Соломасов (Москва); 2. В. Дунаев (Ульяновск); 3. Е. Кедровский (Новосибирск). Класс II (ГАЗ-51): 1. В. Ященко (Москва); 2. С. Ильиных (Новосибирск); 3. И. Вилькинис (Вильнюс). К ласс III (ГАЗ53А и ЗИЛ-164): 1. К. Житков (Москва); 2. У. Сулещев; 3. В. Хаванов (оба — Самарканд). К ласс IV (ЗИЛ-130): 1. Г. Краюхин (Москва); 2. О. Груднов (Оренбург); 3. В. Михалкин (Москва). КАРТИНГ Командный зачет: 1. РСФСР; 2. Москва; Азербайджанская ССР. Личный зачет: 100 и 125 смЗ (без коробки передач): 1. А. Сафонов (Москва); 2. В. Лыткин; 3. В. Чуваев (Оба — Курск). 125 смЗ: 1. А. Сафонов; 2. В. Рябчиков; 3. А. Таскин (все — Москва). 125 смЗ (с двигателями отечественного производства): 1. В. Чуваев; 2. А. Иванов; 3. А. Заградин (оба — Ленинград). 175 смЗ : 1. В.32