СТРАНА СТРОИТ АВТОМОБИЛЬСоветский «Руссобалт» на Красной площади.Они были первымиНа страницах 8 — 9 этого номера помещен плакат, который на одном примере — „Москвича412"—иллюстрирует, участие советских республик в производстве автомобилей. Редакция обратилась к генеральному директору объединения „АвтоМосквич" Валентину Петровичу Коломникову с просьбой прокомментировать то, что представлено на журнальной схемеУтверждают, что автомобилестроение — показатель уровня промышленности. В этом есть определенный смысл. Ведь чтобы сделать три с лишним тысячи деталей, из которых состоит современный автомобиль, нужны практически почти все известные в технике материалы, уникальное прецизионное оборудование, технология, учитывающая микроны и доли секунды, ну и, конечно, высококвалифицированные кадры инженеров, техников и рабочих. И происходит такое чудо — появление умной, сильной и красивой машины — несколько сот, а то и тысячи раз за каждый рабочий день завода. Где же истоки мощной реки главного сборочного конвейера? Откуда приходят на сборку двигатель и коробка передач, амортизаторы и шины, те тысячи деталей, которые составляют «Москвич»? (В практике мирового автомобилестроения задача обеспечить ненасытную ленту конвейера при массовом производстве решается так: максимальное количество узлов и агрегатов изготовляют специализированные заводы; материалы в виде тонкого стального листа, легированных сталей и цветных сплавов, лакокрасочных и специальных (составов идут с соответствующих предприятий; шины и резинотехнические изделия также дают разные поставщики. А автомобильному заводу остается «самое простое» — сделать автомобиль. Чем большее количество изделий поступает «со стороны»», чем уже специализация, тем, как правило, выше качество и дешевле машина в целом. Скажем, на специализированном агрегатном заводе, выпускающем амортизаторы, гораздо проще развернуть более дешевое поточное производство, организовать исследовательскую службу именно по этой продукции, добиться жесткого контроля качества и делать амортизаторы всех типоразмеров для всех моделей легковых и грузовых машин, снабжая ими соответствующие автостроительные заводы. При этом все сказанное о специализации в большей или меньшей степени относится ик самим агрегатным заводам. Спутники автомобилестроительных предприятий имеют обычно своих спутников, поставляющих им комплектующие изделия. В примере с амортизаторным заводом это трубы, сальники, клапаны, прокладки, пружинная сталь и т. п. Моторные заводы получают сальники, поршни, кольца, вкладыши шатунных и коренных подшипников и, конечно, металл для блоков, гильз, коллекторов и коленчатого вала, комплектующие резиновые трубки, электрооборудование и многое другое. Сегодня АЗЛК — центр, головное предприятие среди более трехсот самых различных заводов и фабрик, участвующих в создании современного легкового автомобиля «Москвич-412». В КБ и цехах московского завода создаются, доводятся к испытываются конструкции новых моделей, разрабатываются требования ко всем узлам и материалам автомобиля, уточняются задания поставщикам, взаимодействие подразделений объединения «АвтоМосквич». О том, насколько широки связи совре менного автозавода с предприятиями, делающими для него материалы, заготовки, комплектующие изделия, можно судить по схеме на предыдущих страницах, где показаны в качестве примеров наиболее характерные связи. Невозможно перечислить здесь всех наших поставщиков, назвать их адреса и продукцию. Стальной лист холодной и горячей прокатки, разные химические соединения, нефтепродукты, десятки металлов и сплавов, изделия из пластмасс, ткани, кожзаменители, многие другие виды сырья и материалов, а из готовых агрегатов — двигатели, коробки передач, амортизаторы, шины, электрооборудование, подшипники, светотехника... И приходит это все на завод со всех концов страны. Украина и Белоруссия, Узбекистан и Казахстан, Грузия и Азербайджан, Молдавия и Латвия, Армения шлют нам свою продукцию. Мы сотрудничаем ис предприятиями Башкирии, Северной Осетии, Марийской АССР. На облицовке радиатора «Москвича» стоит марка столичного завода, а участвует в производстве этой машины вся страна.Один из «уайтов», отремонтированных в 1922 году на АМО. Тысяча девятьсот двадцать второй — веха в истории Советского государства. Несмотря на серьезные хозяйственные трудности, страна вступила в него с большими надеждами на будущее. Весной 1922 года В. И. Ленин на XI съезде РКП(б) подчеркнул, что имеется все необходимое для превращения отсталой России в передовую социалистическую державу. Первые шаги в этом направлении были уже сделаны. В марте 1922 года комиссия по восстановлению крупней промышленности под руководством В. В. Куйбышева приняла решение, где в ряду намечаемых мероприятий было и такое: «...признать принципиально необходимым постановку в России автомобилестроения в массовом масштабе». Начинать приходилось с малого. Завод АМО (ныне ЗИЛ) в том же году развернул капитальный ремонт трехтонных грузовиков «Уайт». причем многие ответственные узлы он изготовил самостоятельно. Дальше пошел 1-й Броне-танко-автомобильный завод в Москве (БТАЗ), созданный на базе Русско-Валтнйского завода, эвакуиро ванного из Риги. Осенью из ворот этого предприятия вышла партия новых (не отремонтированных!) легковых машин («За рулем», 1972, N° 9). Эти «руссобалты». в которых частично использовались детали, изготовленные до революции, по существу были первыми советскими автомобилями. Пятьдесят один грузовик отремонтировал в 1922 году АМО. сто четыре — Ярославский завод (ныне ЯМЗ). первые пять машин построил 1-й БТАЗ — год тысяча девятьсот двадцать второй явил ся преддверием к началу планомерного производства автомобилей. Все эти успехи на фронте становления молодой советской индустрии явились трудовым подарком наших автозаводов Первому съезду Советов СССР. который 30 декабря 1922 года рассмотрел и утвердил Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик.10