ВМЕСТО ТРАМБЛЕРА ТРАНЗИСТОРЫ И ТИРИСТОРЫПрежде чем повести речь об электронном зажигании, вспомним, как устроена и работает обычная, так называемая батарейная система. Мысленно пройдем от аккумулятора, через катушку высокого напряжения и прерыватель-распределитель, до свечей. Выделим прерыватель. Через его контакты течет ток величиной 4—6 а. В момент размыкания из-за высокой индуктивности катушки возникает электрическая дуга, которая, несмотря на кратковременность своего действия и наличие конденсатора, установленного для ослабления этого эффекта, разрушает поверхность контактов. Кроме того, на них непосредственно действуют пары масла, влаги, воздух, образуя на рабочих поверхностях коррозионные пленки, не проводящие ток. Проблема решается при помощи транзисторов. Полупроводниковый триод заменяет контакты, которые лишь управляют его работой. Поскольку для этого требуется ток величиной 0,1—0,3 аи отсутствует индуктивность, контакты не разрушаются. Это и есть простейшая система электронного зажигания. Так действуют известные многим »ППЗ-1, ШРП, ЭЗТ-1 и «Электроника», которые в разное время поступали в продажу. Увеличения мощности искры и эко-Эти слова многие автолюбители произносят уважительно, уже наслышавшись немало о чудесах, которые творит электронное зажигание. Но многие не знают толком, как оно устроено и работает. Кое-кто хотел бы изготовить подобную систему своими руками, им нужен «рецепт». Чтобы дать ответы на номии потребляемой энергии такие схемы не дают (в ШРП для усиления искры применяется специальная катушка Б-114). Некоторый эффект достигается благодаря стабильности работы контактов. Снизить количество потребляемой энергии и одновременно увеличить мощность исвды стало возможным с появлением управляемых полупроводниковых диодов — тиристоров. Как иу транзисторов, ток, управляющий ими, невелик, зато они способны пропускать ток в десятки ампер при напряжении в сотни вольт. Отличие тиристорного типа электронного зажигания в следующем. К бобине с помощью тиристора прикладывают напряжение 300—400 в. Такая система потребляет от аккумулятора всего лишь 0,4—2,0 а. Включается тиристор контактами прерывателя, причем в промежутках между искрами ток через катушку не идет совсем. У такой системы есть слабое местоне исключены механические контакты. Если появляется люфт валика распределителя и так называемый дребезг контактов, чуткая электроника становится неработоспособной. А нельзя ли обойтись вообще без контактов? Оказывается, можно, еслиэти вопросы, мы решили посвятить электронному зажиганию целое заседание «Клуба» и пригласили на него двух специалистов по электронике, которые и поделятся с читателями своими знаниями. Открывает заседание автолюбитель инженер А. С. КОЛЬБЕРТ. применить схему бесконтактной системы электронного зажигания, где тиристором управляет специальный датчик. Правда, электронная часть прибора заметно усложняется, но это оправдано. Надежность, такого датчика без регулировки или замены столь высока, что значительно превышает срок службы двигателя. Причем конструктивно датчик можно выполнить так, что даже миллиметровый люфт валика не отразится на работе системы. Таким образом, при этой схеме полностью реализуются преимущества электронной системы — значительно более мощная искра, стабильность момента зажигания, уменьшение потребляемой энергии. Следует добавить только: в полной мере проявляются эти достоинства, лишь когда все системы двигателя исправны и правильно отрегулированы. Не следует ждать, что «электроника» сама пустит двигатель, коленчатый вал которого не проворачивается стартером, или что старенький «Запорожец» после установки транзисторов помчит вас со скоростью 150 км/час. Этого не произойдет. Но, поставив электронную систему зажигания и тщательно отрегулировав все «службы» двигателя, вы не только сохраните надолго хорошие качества машины, но и ощутите на практике упомянутые достоинства.КОНДЕНСАТОРНАЯ ПОЛУПРОВОДНИКОВАЯПредлагаемая электронная конденсаторная система зажигания со стабилизированным вторичным напряжением отличается от ранее описанных тем, что энергия искрообразования и вторичное напряжение в ней практически не зависят от напряжения питания. Это обеспечивает надежный пуск двигателя стартером даже при температуре минус 25° и, кроме того, облегчает режим работы элементов системы зажигания : тиристора, накопительных конденсаторов, катушки зажигания.Автомобилисты, обладающие вдобавок опытом радиолюбителей, сами строят системы электронного зажигания. С одной из них мы познакомили читателей на сороковом заседании «Клуба «Автолюбитель» («За рулем», 1967, В системе использован принцип импульсной стабилизации напряжения, обеспечивающий высокий к.п.д. и исключающий бесполезный нагрев какихлибо деталей.№ 4). Позже авторы описанной системы инженеры А. X. СИНЕЛЬНИКОВ и В. Ф. НЕМЦЕВ, автолюбители почти с двадцатилетним стажем, разработали более совершенную схему. Передаем им слово. С3 и С) разряжены, тиристор Д6 выключен. В момент же размыкания контактов заряженный конденсатор Ci через резисторы Ri, R2, R 3и диод Д] подключается ко входу триггера. Диод Д, открывается, «плюс» от Ci поступает на базу транзистора Ть и триггер переходит во второе устойчивое состояние. При этом транзистор Ti закрывается, а Т2 открывается и вызывает открытие транзисторов Тз, Т4, Ts. Таким образом, силовой ключ замыкается, подключая обмотку Wi дросселя к источнику питания. Через нее (по цепи R^, Wi, Д4, Т5) начинает протекать линейно нарастающий ток. На обеих половинах (W2—1И W2—2) обмотки W2 возникают импульсы напряжения. «Плюс» с начала обмотки W2—1 через конденсатор С5 и диод Д7 поступает на управляющий электрод тиристора Д6 . Однако вследствие того, что напряжение на его аноде в это время равно нулю (накопительные конденсаторы С3 и С4Какона работаетРассмотрим электрическую схему (рис. I) системы. После включения питания благодаря наличию резистора R7 триггер (состоящий из транзисторов Т| и Т2) устанавливается в первое устойчивое состояние: транзистор Ti открыт, а Тг закрыт. Следовательно, транзисторы Тз, Т 4 , Ts также закрыты — силовой ключ (в него входят транзисторы Тз—Т5) разомкнут, и тока в цепи R] 7 , Wi, Д4, Т 5 нет. Один транзистор Т6 из схемы сравнения открыт, а другой, Т 7 , закрыт. Когда контакты прерывателя замкнуты, конденсатор Ci зарядится (его полярность указана на рис. I) через резисторы R3, R4, Rs- Диод Д, при этом закрыт. Накопительные конденсаторы14