движения подобно новичкам на «жигулях». И если злоупотребление приемистостью обычно не представляет опасности, то высокая скорость чревата большими неприятностями. А ее многие владельцы «жигулей» поначалу не замечают: мощный двигатель безропотно переносит большие обороты, а сама машина почти не изменяет поведения,. когда стрелка спидометра с отметки «80» перемещается к «120». Если водитель раньше имел «Волгу», «^«Москвич» или «Запорожец», он сравнительно редко ездил со скоростью более 70—80 км/час. Находясь же за рулем «Жигулей», частенько (даже в городе) с удивлением замечает на спидометре «100». Зная уже о замечательных качествах тормозов ВАЗа, он уверен, что остановится так же, как останавливался на старой машине со скорости 70 км/час. Обычно так и бывает. Но случаются, к сожалению, и неприятности. В первую очередь на скользкой дороге — на снегу, мокром асфальте и т. п., когда водитель нажимает на педаль тормоза, как привык раньше. Если машину при этом заносит (об этой возможности знают) и водитель, как полагается, отпустив тормоза, выравнивает машину поворотом руля, то часто оказывается, что он не успел или ему не хватило места, чтобы предупредить столкновение — на таЖкой скорости он еще не привык действовать. То же случается, когда приходится маневрировать при большой, непривычной скорости: времени и места для объезда внезапно появившегося препятствия, для поворота оказывается меньше, чем предполагалось. Возможность быстрой остановки «Жигулей» при малом тормозном пути -должны предвидеть и водители окружающих, а особенно идущих вслед автомобилей. На станциях ремонта можно увидеть немало ВАЗов с помятой задней частью кузова. Их владельцы расскажут вам почти одну и ту же историю: «На перекрестке внезапно зажегся желтый свет (инспектор остановил движение), я затормозил, и вдруг — удар сзади: шедший за мной грузовик (реже — легковой автомоА биль ) не успел вовремя остановиться». Конечно, в большинстве случаев виноват тот, кто наехал, — не соблюдал положенную дистанцию, поздно начал тормозить. Но если вы спросите виновника, он скажет: «Не думал, что ВАЗ на такой большой скорости будет тормозить — места ведь не оставалось» или: «До линии «Стоп» было еще далеко, я был уверен, что успею нормально остановиться, но он так быстро погасил скорость, не доезжая линии, что мне не хватило одного-двух метров». Разумеется, без крайней необходимости вообще не следует резко тормозить — это вредит и машине. В последнем же примере аварии могло не быть, если бы водитель «Жигулей» видел «сидящий у него на хвосте» грузовик и тормозил медленнее, используя все имевшееся в его распоряжении ^пространство. Таким образом, замечательные качества «Жигулей» — быстрый разгон, высокую скорость, эффективные тормоза — использовать надо осторожно, как говорят, с умом, чтобы не превратились они для вас в качества отрицательные. Б. СИНЕЛЬНИКОВ, инженер600автомобильных экспонатовЭто старинное здание в самом центре Москвы хорошо знакомо жителям столицы и ее многочисленным гостям. Здесь находится Политехнический музей Всесоюзного общества «Знание», который в конце 1972 года отметил свое столетие. Созданный по инициативе крупнейших русских ученых, он вот уже целый век пропагандирует достижения отечественной науки и техники. Видное место в его экспозиции отведено автоделу. Отдел автотракторной техники существует в музее уже три десятилетия. В создании его активно участвовали такие видные ученые, как академик Е. А. Чудаков, член-корреспондент Академии наук Н. Р. Бриллинг. Сегодня в десяти залах отдела собрано 600 экспонатов, которые знакомят посетителей с этапами автомобилизации, с историей развития автомобильной техники. Здесь уникальный «Руссобалт» — единственный сохранившийся до наших дней экземпляр первого русского легкового автомобиля. Эту машину сотрудники отдела совместно с работниками Госавтоинспекции разыскали в верхневолжском городе Кимры и после реставрации на опытном заводе НАМИ установили в музее в канун пятидесятилетия Великого Октября. В отделе выставлена действующая модель самокатки И. П. Кулибина — далекий прообраз современного автомобиля. Вниманием посетителей пользуется и выполненная в натуральную величину копия первого в мире педального велосипеда уральского мастера Е. М. Артамонова. Среди экспонируемых старинных машин, созданных на рубеже XIX и XX столетий, «Стевер», «Де-Дион-Бутон», ААГ. Широко представлены в музее советские легковые автомобили, начиная от ГАЗ-А и КИМ-10 и кончая машинами «Москвич» завода имени Ленинского комсомола и «Жигули» (многие выполнены в разрезе). В ближайшее время будет показан еще один интересный экспонат — первая советская малолитражка НАМИ-1. Эта редкая машина, найденная в Иркутске. находится ныне на реставрации в НАМИ, то есть там, где была сконструи-Политехнический музей сегодня. Для тех, кто хочет его посетить, напоминаем адрес: Москва, Новая площадь, д. 3. Проезд — метро до станции «Дзержинская». Уникальный экспонат — легковой автомобиль модели К 12/24, построенный в 1912 г. Русско-Балтийским вагонным заводом. рована 45 лет назад. В течение трех лет такие автомобили выпускал московский завод «Спартак». В отделе демонстрируются не только автомобили. Многообразна коллекция двигателей: тут и действующая прозрачная модель бензинового мотора для учебных целей, и могучие дизели Ярославского завода, и целый набор москвичовских «движков». Особенно интересна действующая модель двигателя с электрическим зажиганием и карбюратором. Эта конструкция была создана капитаном русского флота О. С. Костовичем в конце XIX столетия. Электродинамические стенды наглядно с помощью световых эффектов показывают работу современных электронных систем зажигания, генератора переменного тока с транзисторным реле-регулятором, систем питания и др. Специальный зал с киноустановкой отведен под экспозицию по безопасности движения. В 1972 году в отделе были показаны новые материалы по истории и становлению отечественной автомобильной промышленности, выставлены узлы и агрегаты новейших моделей. Деятельность музея не ограничивается показом автомобильных экспонатов. Здесь систематически проводятся лекции и консультации специалистов, семинары и встречи с ветеранами-автомобилистами. Около 100 тысяч посетителей побывало в отделе в минувшем году, свыше 1000 экскурсий проведено по его залам.Ю. ЗБОРОМИРСКИИ, зав. отделом автотракторной техники Политехнического музея