ключаются к коллектору транзистора Те и нижнему по схеме концу резистора R| 7 .Наладка и эксплуатацияЕсли блок собран правильно из заведомо исправных деталей, то наладка его заключается лишь в проверке ив случае необходимости регулировке напряжения заряда накопительных конденсаторов. При нормальной температуре оно составляет 340—370 в. Регулировка ведется изменением величины резистора Ri? — при уменьшении сопротивления ток разрыва и напряжение заряда растут, при увеличении — падают. Для проверки и регулировки блока должны быть подсоединены катушка зажигания с искровым промежутком (например, свечой). Вместо контактов прерывателя используют контакты какого-либо поляризованного реле (например, РП-4), обмотку которого подключают к сети (120 и 220 вс частотойконтакты прерывателя не нужно. Конденсатор отсоединять не обязательно. Срок службы контактов прерывателя при работе в предлагаемой системе зажигания определяется только их механическим износом. Катушку зажигания можно применять любого типа. При использовании ее от системы зажигания с «плюсом на массу» (например, В-21) вывод блока «К» должен быть соединен с выводом «ВК» катушки, а средняя ее точка — с массой. В этом случае обеспечивается правильный режим работы свечей зажигания; катодом является центральный электрод свечи. Зазоры в свечах надо увеличить до 1,2—1,5 мм, чем обеспечивается более полное сгорание топлива в цилиндрах; необходимый резерв напряжения для этого имеется. Лабораторные испытания, а также длительная эксплуатация предлагаемой системы показали хорошие результаты. При увеличении напряженияг/SSk.'^•"•~^77.-i^|d-f*~~~ Лр ч *рвфЩмы едем на>ЖИГУЛЯХ«©IV. Схема подключения приборов для измерения напряжения на накопительных конденсаторах.50мка50 гц) через какой-либо трансформатор или гасящее сопротивление. Напряжение на конденсаторах Сз нельзя измерить обычным вольтметром — надо пользоваться измерительным осциллографом (Cl-4, С1-19 и др.) или же специальным импульсным вольтметром. Если их нет, можно производить измерение по схеме (рис. IV). При этом вольтметр постоянного тока должен быть рассчитан на напряжение не менее 500 вс током потребления не более 50 микроампер. Предлагаемая система зажигания нормально работает при уменьшении напряжения аккумуляторной батареи до 6,5 в. Для пуска двигателя при еще меньшем напряжении (5,3—5,6 в) в блоке нужны дополнительные цепи, которые будут замыкать диод Д4в момент пуска. Однако, когда двигатель завелся, диод надо обязательно разомкнуть, так как иначе при повышении температуры блок выйдет из строя. Можно также, пуская двигатель стартером в холодное время года при плохом аккумуляторе, соединять корпус электронного блока и клемму « + Е» толстыми короткими проводами с соответствующими клеммами аккумулятора. С целью облегчить нахождение каких-либо неисправностей в блоке (ошибок в монтаже или недоброкачественных элементов) на схеме (см. рис. 1) указаны величины напряжения в характерных точках схемы исправного блока. Они измерены относительно клеммы « + Е» тестером с внутренним сопротивлением 25 килоом/вольт и со шкалами 0,5; 2,5; 10; 25 в при напряжении питания 12 ви остановленном двигателе. Устанавливая блок на машину, дополнительно зачищать и регулироватьпитания с 6,4 до 15 в (на 134 процента) напряжение на первичной обмотке катушки зажигания возрастало всего на 4 процента (с 349 до 363 в). С понижением температуры от + 2 0 до —40°С напряжение на первичной обмотке катушки зажигания увеличивалось на 15,5 процента (с 359 до 415 в), а при повышении температуры до + 60° уменьшалось лишь на 8 процентов (до 331 в). Тем, кто хочет глубже проникнуть в тайны электронного зажигания, рекомендуем познакомиться со специальной литературой. С инельников А., Н емцев В. Элентронная система зажигания. Журнал «Радио», 1966, № 6. С инельников А., Н емцев В. Тиристорная система зажигания. Журнал «За рулем», 1967, № 4. С инельников А. X. Электроника в автомобиле. Изд-во «Энергия», 1969. Б анниковСП . Электрооборудование автомобилей. Изд-во «Транспорт», 1970. М оргулев А. С, С онин Е. К. Полупроводниковые системы зажигания. Изд-во «Энергия», 1972. Б ортновский .Г. А. 'Печатные схемы в радиолюбительских конструкциях. Изд-во «Энергия», 1972. Для самостоятельного изготовления системы, разработанной Синельниковым и Немцовым, нужны определенные навыки радиолюбителя. Мы предвидим, что некоторые автолюбители могут столкнуться с определенными трудностями в приобретении нужных радиодеталей. Информацией о том, в каком именно радиомагазине купить те или иные радиодетали, ни редакция, ни авторы статьи не располагают. В случае, если приобретение некоторых деталей через магазин окажется невозможным, рекомендуем обратиться за помощью в местный радиоклуб.Всего год назад, когда мы проводили редакционные испытания «Жигулей» («За рулем», 1971, № 10 и 11), нашу машину с номером «Проба» 00-47 на каждой стоянке окружали любопытные. И если в Москве они образовывали небольшие группы — здесь уже было довольно много «Жигулей», — то в любом городе Украины, Белоруссии, Прибалтики нас обступала толпа. Интерес к новинке отечественного автомобилестроения был огромен. И это не удивляло: малолитражке Волжского завода была уготована судьба стать самым массовым советским автомобилем. По пятилетнему плану уже в 1974 году, когда автогигант разовьет полную мощность, «Жигули» составят половину всего годового выпуска легковых машин в стране. Уже сейчас в неко- Л торых областях эта модель встречается не реже, чем «запорожцы» и «москвичи». Вполне естественно, что у любого водителя при освоении новой машины возникают вопросы, тем более что она значительно отличается от знакомых «волг», «москвичей», «запорожцев». А если эта машина — первая в жизни? Тут уж вопросов не счесть. И каждый требует ответа. Мы выяснили, что как раз новички и составляют большинство владельцев «Жигулей». Учитывая все это, редакция решила открыть в «Клубе «Автолюбитель» постоянный раздел специально для владельцев «Жигулей». В нем будут публиковаться материалы, касающиеся вождения и обслуживания машины, консультации по определению неис- ^ правностей и рекомендуемые способы Ш их устранения, ответы на вопросы. Редакция надеется, что активное участие читателей поможет сделать этот раздел интересным и полезным не только для владельцев «Жигулей», но и для водителей автомобилей других марок. Итак, «Мы едем на «Жигулях». Что отличает ВАЗ-2101 от других наших машин, каковы его основные качества? — вот главное, что хотят (и добавим — должны!) знать автолюбители, профессиональные шоферы и даже пешеходы. Жизнь ежедневно сводит их на улицах и дорогах, и от того, как они знают характер и возможности друг друга и учитывают их, зависит порядок движения и безопасность каждого. ^ «Жигули» — «резкий» автомобиль. " * ' Он может очень быстро и легко разгоняться до высокой скорости и так же быстро останавливаться. «Москвич-412» обладает не худшей динамикой, но его водитель гораздо лучше слышит двигатель и ощущает скорость, поэтому, как правило, он не допускает такого интенсивного разгона и скоростного18