Перед каждым путешествием на автомобиле или мотоцикле всегда встают одни и те же вопросы: какой маршрут наметить, какие избрать дороги, что посмотреть в пути? Тем, кто решил позна_ комиться с Украиной, хорошим советчиС» ком окажется путеводитель-справочник, выпущенный издательством «Реклама»*. Здесь приводятся пять маршрутов, и делается это с уважением к автомототуристам. «Все пять маршрутов, — говорится в справочнике, — проходят по автодорогам, покрытие которых обеспечивает нормальное движение на автомобилях «Волга», «Москвич», «Жигули», «Запорожец», а также на мотоциклах. Маршруты разработаны с учетом продолжительности отпусков, предоставляемых рабочим и служащим». Три маршрута — кольцевые. Для примера назовем первый из них. Он проходит по областным центрам: Киев — Ж и ­ томир — Ровно — Л уцк — Львов — У ж ­ город — Ивано-Франковск — Черновцы — Тернополь — Хмельницкий — Винница — Киев. В справочнике даны схемы всех маршрутов, приведены расстояния между населенными пунктами. Краткое описание более чем двухсот из них особенно ценно для туриста. Здесь он найдет сведения о достопримечательностях, которые рекомендуется осмотреть, справки о туристсних базах, кем4U пингах, мотелях, гостиницах, предприятиях общественного питания, театрах, кино, а также об автозаправочных станциях и станциях технического обслуживания. Автору-составителю Я. Ф. Босенко пришлось немало потрудиться, чтобы собрать воедино сведения, которые так необходимы авто- и мотолюбителям. Уверен, что автомототуристы с интересом встретили и другое издание—«Атлас автомобильных дорог Белорусской ССР» **, который составлен по материалам республиканского научно-исследовательского института Гушосдора при Совете Министров БССР. В нем — схема основных автомобильных дорог республики; даются маршруты, короткие справки о достопримечательностях, показывается, к ак проехать по крупным населенным пунктам. В атласе приведено размещение гостиниц и кемпингов, АЗС, станций технического обслуживания. Составители предлагают и другие сведения, интересующие тех, нто собирается в туристский поход. Остается только пожелать, чтобы подобные путеводители-справочники и атласы появились во всех союзных рес.хпубликах. Это приветствовали бы сотни ^ т ысяч (сегодня уже смело можно называть такие цифры) авто- и мототуристов. Н. ПОБРУС, мастер спорта * По автодорогам Украины. Издательство «Реклама». Киев, цена 1 руб. 19 коп. •• Атлас автомобильных дорог Белорусской ССР. Главное управление геодезии и картографии при Совете МиниI стров СССР. Москва, цена 60 коп.Бывает, в пути водитель вдруг обнаруживает, что бензин на исходе. Главное теперь — добраться до ближайшей АЗС. А там уж заправляйся И кати дальше. Однако порой на автозаправочной станции его подстерегают совсем непредвиденные неприятности. Об одно!! из них рассказал в своем письме наш читатель из Воронежа Л. Рыбачев. Ехал он как-то по трассе Липецк — Воронеж на своем автомобиле «Жигули». Зажглась аварийная лампочка запаса топлива. Неподалеку АЗС № 18 Липецкой нефтебазы. Подъехал. Поинтересовался. есть ли бензин АИ-93. Стал заправляться и случайно заметил, что из шланга льется... обыкновенная вода. Сказал об этом заправщице Елене Ивановне Пожидаевой. Последняя нимало не удивилась и предложила бензин... А-76. Пока промывал бензобак от воды, заправщица ушла. На смену ей пришел Иван Васильевич Родионов. Он не только не хотел верить, что «Жигулям» нужен бензин АИ-93, но даже не вернул владельцу машины талоны, которые оставила ему Пожидаева. «В такой непонятной ситуации, — заканчивает письмо тов. Рыбачев. — наша семья (в машине были жена и дети) провела четыре часа и уехала, к ак говорится, не солоно хлебавши». Этот вопиющий факт мы довели до сведения руководства Липецкой нефтебазы. Директор нефтебазы тов. Кулыгин сообщил редакции, что действительно машина «Жигули», принадлежащая тов. Рыбачеву, была заправлена на АЗС № 18 водой. Приказом по нефтебазе за халатное и бездушное отношение к своим обязанностям и клиентам Родионову И. В. объявлен строгий выговор, а Пожидаевой Е. И. — выговор. Оба лишены премиальной месячной платы на 100%. По жалобе тов. Рыбачева проведено совещание со всеми заправщиками. Это письмо пришло из Курганинска Краснодарского края. И. Гаевский. водитель автобуса пассажирского автопредприятия. подробно рассказал, что там мало уделяют внимания техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, необходимые работы проводятся с опозданием, неисправности подолгу не устраняются, несмотря на неоднократные заявления водителей. Даже когда двигатель автобуса, закрепленного за Гаевским, начал расходовать за смену 5—6 литров масла, отказал ручной тормоз. рассыпался выжимной подшипник сцепления — автобус все еще не ставили на ремонт. Когда водитель отказался с такими неисправностями выезжать на линию, механик все же обязал его это сделать, но водитель поехал в ГАИ. Там автомобиль тщательно проверили и сняли номерные знаки. Такова суть письма. Проверить факты мы попросили республиканское объединение «Югавтотранс» и краевой комитет профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог. Проверка подтвердила. что техническое обслуживание автомобилей проводится несвоевременно. Руководство автопредприятия по результатам производственной деятельности было заслушано краевым транспортным управлением, к нему предъявлены требования повысить качество ремонта и обслуживания автомобилей. В хозяйстве разработан ряд мероприятий по улучшению технического состояния автомобилей, составлен график дежурств инженернотехнических работников, ответственных за выпуск их на линию. Проведено собрание водителей с участием работников автоинспекции. Директор предприятия тов. Кирносов и механик контрольно-пропускного пункта тов. Хаустов строго предупреждены. Бригадиру тов. Атаманнченко поставлено на вид. Водитель колхоза имени Пархоменко Белопольского района Сумской области М. Шевченко написал в редакцию о том, что председатель правления колхоза И. Василенко необоснованно отобрал у него удостоверение на право управления автомобилем. По просьбе редакции письмом занимался Белопольский райисполком. Как сообщил нам председатель исполкома В. Блажко. удостоверение водителю возвращено. И. Василенко строго предупрежден о недопущении впредь подобных случаев.По письму приняты меры«Пишет вам шофер из г. Асбеста. бывший воспитанник Нижне-Тагнльского детского дома, ныне работающий водителем автобуса. Выслушайте меня, пожалуйста. обращаюсь к вам за помощью, — так начал свое письмо в редакцию Юрий Зубарев. — Повез я детей асбестовской средней школы № 1 на отдых, за город. Прибыл на место, поставил автобус на стоянку, высадил детишек и пошел в поселок. Подошло время возвращаться в город. гляжу, какой-то старичок крутится у нашего автобуса. Увидел меня, закричал: «Зачем автобус близко к забору ставишь, вдруг свалишь его». Улыбнулся яи говорю: «Для того нас, дедушка, и учат, чтоб не валили заборы. Не первый год за рулем. Все будет цело». Сели и поехали домой. Гляжу в зеркало и вижу — догоняет меня милицейская машина. Я порядок знаю, остановился. Вышел из «Москвича» старший лейтенант. без предисловия, не представившись. стал требовать документы, потом спрятал их в свой мундир и приказал следовать за ним. Возвратились в поселок на прежнее место стоянки, старший лейтенант и говорит: «Показывай, где забор сломал». Я совсем перепугался: кто, думаю, так неумно пошутил. Осмотрели забор — новый, ни одной царапины, на автобусе тоже не нашли царапин. Офицер в недоумении. смотрит то на автобус, то на забор. «По телефону, — говорит, — жалоба поступила, что забор сломали». И, оставив меня у забора, отправился на поиски хозяина. Вернулся со старичком этим, что так неласково нас провожал, еще раз осмотрели забор, автобус и снова ничего на нашли. Люди, узнав, в чем дело, стали стыдить инспектора, мол, нехорошо придираться зря к водителю. Гляжу, достает он мои права, ну, думаю, возвращает, а инспектор с улыбкой: «Новые права еще, блестят, ни одной просечки». Достал компостер, прицелился на одну графу, на другую, задумался и... проколол третью — проезд перекрестков. И со словами «Вот так!» сунул мне права в руки, сел в машину и лихо рванул в сторону милиции. Опомнившись от всего случившегося, я поехал в милицию, нашел этого инспектора ик нему: «Что вы наделали, за что наказали?» И слышу в ответ: «Мне звонили, я ездил в такую жару разбираться; что я зря. что ли. мотался за тобой? Не нравится, что в перекрестки ткнул, давай в другом месте проколю. один черт». «Позвольте, — говорю. — вы злоупотребили данной вам властью». А инспектор Степанов (фамилию его я после узнал) только усмехнулся. Так и пришлось мне уехать ни с чем. Как оказался на таком посту человек без души и сердца — понять не могу. Прошу опубликовать мое письмо». Редакцию тоже взволновал этот случаи. и мы попросили Госавтоинспекцню УВД Свердловского облисполкома проверить факты и. если все так. как написал водитель, принять соотпетствующие меоы. Заместитель начальника ГАИ УВД облисполкома В. Кнреев сообщил редакции. что все написанное Зубаревым правда. И далее: «За необоснованное предупреждение водителя Зубарева Ю. В. и нетактичное поведение в обращении с гражданами старший госавтоннспектор Белоярского ОВД Степанов строго предупрежден. Этот факт обсужден в коллективе работников ГАИ Белоярского ОВД. Водителю Зубареву Ю. В. заменен талон предупреждений и принесены извинения». Послесловие. На наш взгляд, «нетактичное поведение старшего госавтоинспектора Степанова» (как это сказано в письме ГАИ) — слишком деликатное определение его поступков. А «строгое предупреждение» — мера воздействия, явно не соответствующая содеянному. Напрашивается вопрос: соответствует ли Степанов занимаемому служебному положению?