СОВЕТЫБЫВАЛЫХЭЛЕКТРОНАГРЕВАТЕЛИ ОБЛЕГЧАЮТ ПУСКСуществует несколько способов подогрева двигателя автомобиля зимой для облегчения пуска. О многих из них рассказывалось на страницах журнала «За рулем». Для водителей, которые имеют возможность пользоваться розеткой осветительной сети, расположенной вблизи автомобиля, я предлагаю еще один удобный вариант — подогрев масла и охлаждающей жидкости при помощи нагревательных элементов от электрического самовара. Один из них устанавливаем в поддон картера двигателя (на рис. 1 в качестве примера показан вариант для автомобиля М-21), другой — в какой-либо бачок емкостью 1—2 литра, снабженный двумя штуцерами (рис. 2). Нижний штуцер бачка соединяем шлангом со сливным краником блока, а верхний — с краником отопителя. Провода, идущие от нагревателей к розетке, для удобства пользования можно не снимать с машины, а хранить под капотом. При окружающей температуре минус 20° за час маслов двигателе М-21, например, нагревается до плюс 60°, а охлаждающая жидкость — до плюс 30°. Это позволяет без труда пустить двигатель не только стартером, но даже рукояткой. При небольших морозах нагревать можно только масло. Одно предупреждение: перед включением нагревателей обязательно заземлите двигатель. Это нужно для обеспечения безопасности. П. ИГНАТОВ г. Уральск-10, ул. Южная, в вш_ ••ВЛАДЕЛЬЦАМ ТЯЖЕЛЫХ МОТОЦИКЛОВСо временем ослабляется заделка шпилек, крепящих картер главной передачи. Некоторые мотоциклисты в этом случае нарезают резьбу увеличенного диаметра и ставят ступенчатые шпильки. Но и они держатся недолго. Я применяю более надежный способ. Отверстия в картере делаю сквозными, нарезаю в них резьбу и ставлю изнутри болты М8. Чтобы они не проворачивались, соединяю попарно их головки пластинами и прихватываю сваркой (можно законтрить болты лепестками, вырезанными на пластине). Теперь картер прочно закреплен гайками с контргайками. Если нет нужного сальника вала главной передачи, чтобы заменить изношенный, вырежьте из листовой маслостойкой резины толщиной 3—4 мм шайбу с внутренним отверстием 40 мм. НаденьтеЧИСТЫЕ РУКИКаждый авто- и мотолюбитель знает: после ремонта, регулировки, осмотра с подтягиванием гаек руки редко остаются чистыми. Причем отмыть их просто водой с обычным мылом не удается. Очень хорошо помогает специальный состав «2x1» производства ГДР, но. к сожалению, его не всегда можно найти. Как же отмыть добела покрытые маслом и жирной грязью руки? Предлагаю простой, доступный каждому способ. Намыльте обычным мылом старый капроновый чулок и ототрите, поливая водой. пятна мазута и масла. Повторите эту операцию два-трн раза, и вы убедитесь, что грязи как не бывало. Теперь окончательно промойте руки водой с мылом, а чулок можно выстирать и использовать повторно. В. КОРЧАГИН г. Челябинск, Витебская, 1 3 — 7СИГНАЛИЗИРУЕТ ЗВУКПри ярком наружном освещении или в сложной дорожной обстановке водитель порой не замечает сигнала ламп аварийного давления масла или перегрева двигателя. В таких условиях может помочь звуковой сигнализатор, который нетрудно сделать самому. Вблизи щитка приборов укрепляют радионаушник 1 (см, рисунок). Оба провода от него выводят под капот. Один подключают к клемме низкого напряжения на прерывателе-распределителе 2 (при наличии электронного зажигания — к соответствующей клемме катушки зажигания), а второй соединяют с зажимами датчиков аварийного давления масла 3и перегрева охлаждающей жидкости 4. Устройство работает так. При недостаточном давлении масла или перегреве двигателя замыкается на массу контакт соответствующего датчика. Наушник оказывается включенным между массой и клеммой низкого напряжения прерывателя-распределителя. На этой клемме во время работы двигателя при . размыкании контактов прерывателя возникают импульсы напряжения . Они создают в наушнике характерные щелчки, частота которых зависит от скорости вращения двигателя. По такой схеме можно включить как имеющиеся аварийные датчики, так и установленные дополнительно. На «Москвиче-408», например, датчик Перегрева двигателя можно встроить в головку блока цилиндров, а датчик аварийного давления масла — в корпус фильтра грубой очистки. Для этого достаточно вывернуть имеющиеся там пробки-заглушки с конической резьбой и на их место ввернуть датчики. Вот уже несколько лет звуковая сигнализация установлена на моем автомобиле. и это избавляет от необходимости часто контролировать показания приборов. В. К УШПИЛЬ Ленинград, П-49, Зверинсная ул., 42, кв. 41ее на ступицу главной передачи (см. рисунок) и отверткой заправьте образовавшийся воротник. Такой сальник служит на моем мотоцикле уже 30000 километров. П.БАРСУКОВ г. Витебск-2, ул. 1-я Пролетарская, 20, кв. 33КОНТАКТЫ ЗАЩИЩЕНЫНа мотороллерах «Вятка» контакты прерывателя зажигания довольно быстро изнашиваются из-за попадания на них пыли. Для защиты я использую тонкостенную резиновую трубочку (можно взять хотя бы от пипетки), которую надеваю на контакты. Трубка не мешает работе прерывателя при любых оборотах двигателя. Более 10 тысяч километров я проехал по пыльным сельским дорогам. и контакты находятся в хорошем состоянии. Ф. ХИТРИК Запорожская область, Васильевский район, с. Каменское, Прибрежная, 7Схема включения наушника: 1 — наушник; 2 — прерыватель (катушка зажигания); 3 — датчик аварийного давления масла; 4 — датчик аварийной температуры охлаждающей жидкости.34