Глази автомобиль«Не видел...», «не заметил...» Обычно так начинает диалог с автоинспектором провинившийся шофер. И полбеды еще, если речь идет о дорожном указателе. А если о запрещающем сигнале светофора, о человеке на дороге или же о внезапно вынырнувшем из бокового проезда самосвале? Глаза приносят человеку около 80 процентов информации об окружающем мире, а водителю — почти все необходимые сигналы из внешней среды. Каждый шофер — это прежде всего «смотритель»! К сожалению, все мы, начиная от конструктора автомобиля и кончая водителем, проявляем недостаточное внимание к этому удивительному творению природы — человеческим глазам. Вы едете на новом красном «Москвиче» на юг. Прямое шоссе, солнце почти в зените, безоблачно. Дорога загружена, и вы внимательно смотрите вперед вот уже четвертый час подряд. И вдруг замечаете, что ваш автомобиль, судя по цвету капота, изменил окраску: он зеленовато-голубой! Отражается небо, думаете вы, и опускаете взгляд на поверхность капота. И убеждаетесь, что он все-таки красный! Он кажется окрашенным в дополнительный цветовой тон только тогда, когда вы смотрите выше капота, на дорогу. И это естественно, ибо существует цветовое утомление глаз, а также явление цветового контраста. Поэтому красное освещение фотолаборатории спустя некоторое время начинает казаться обычным белым, а если долго рассматривать яркий красный мак, а потом посмотреть на белую стену, в поле зрения возникнет сине-зеленый «отпечаток» мака. Аналогичное извращение цветовосприятия происходит, если глаза водителя долго подвергаются воздействию яркого цветового пятна от поверхности своего или впереди идущего автомобиля. Особо опасным является «выгорание» цветоощущающих элементов глав в центральной зоне, которая соответствует направлению нашего взора. Тут нетрудно и перепутать сигнал светофора, особенно если машины окрашены в красные или зеленые тона. Чревато ошибками и высвечивание нижнего участка поля врения капотом собственной машины такого цвета. Отсюда напрашивается вывод, что окраска автомобилей в основные цвета светофора противопоказана. Так же нежелательно избыточное увеличение площади нижней зоны лобового стекла, когда перед глазами оказывается вся поверхность капота. Итак, поездка продолжается уже во второй половине дня. Солнце опустилось и откуда-то сверху — спереди медленно поджаривает ваши колени, Но изматывает не столько это, сколько слепящий солнечный блик, мотающийся по капоту при каждом повороте, а также множество других, мелких, но более стойких отблесков от щеткодержателей, неровностей Торпедо, от рулевого колеса. Не доставляет радости и сияющий, как звезда, бампер идущей впереди «Волги». Вы стараетесь смотреть лишь на матово-серый асфальт дороги, но нет-нет и взгляд наткнется на один из этих источников временного «ослепления», после чего всякий раз приходится снижать скорость — до того плохо бывает видно. Наши глаза способны работать в чрезвычайно широком диапазоне освещенности — от сумерек звездной ночи до яркого солнечного дня. Однако на приспособление при смене условий требуется время, измеряемое минутами и десятками минут. А у водителя его нет. И ездить в состоянии «ослепления» крайне опасно. Выход один. Интересы безопасности движения требуют устранения источников слепящих бликов из конструкции современного автомобиля, даже если придется отказаться от привычных оценок «красивости» машин. Необходимо шире использовать матовые покрытия как внутренних, так и внешних конструктивных элементов автомобиля, особенно расположенных перед водителем и на задней поверхности кузова. В этой связи следует приветствовать наметившийся в автомобилестроении отказ от закругленных поверхностей, поскольку именно на выпуклых — сферических и цилиндрических — обводах формируются стойкие зеркальные рефлексы-отражения, почти не зависящие ни от координат источника света, ни от положения головы водителя. Плоские угловые конструкции отражают свет в глаза шофера лишь при строго определенных условиях освещения. Их можно и необходимо предусматривать и придавать этим поверхностям такие углы наклона, при которых вероятность слепящего эффекта сводилась бы к минимуму. Борьба с бликами — это еще одна причина, заставляющая подумать над рациональным соотношением площади переднего остекления и наклоном капота. Необходимо избавить водителя от сомнительного удовольствия любоваться блестящей поверхностью капота собственного автомобиля. Вечереет, ваш дневной перегон подходит к концу. Крутой поворот Налесную дорогу: через 15 минут — кемпинг. Но вас еще поджидает последняя неприятность — солнце, повисшее низко за редколесьем где-то слева и сзади от вас. Краем глаза вы чувствуете мелькание яркого света, это отвлекает вас от дороги и даже просто мешает смотреть, особенно если вы в очках. Сказывается рассеивание света внутри левого глаза. Наверное, стоилобы иметь в наших Машинах над левой передней дверью надежный щиток от солнца, который перекрывал бы, в отличие от существующих поворотных щитков, всю верхнюю часть стекла до междверной стойки. И еще несколько слов — о выпуклых зеркалах заднего вида, которые перекочевали о наружных кронштейнов внутрь салонов. Спору нет, это удобно, когда в небольшом зеркале отражается вся задняя панорама доро- • ги, особенно тот ее уголок, куда «проваливается» из обычного зеркала в самый последний момент машина, идущая на обгон вашего автомобиля. Но за удобство приходится платить, и достоинства выпуклого зеркала покупаются довольно дорогой ценой. Во-первых, в результате заметного уменьшения видимых размеров движущихся сзади автомобилей значительно завышается истинное расстояние между ними и вашей машиной. Во-вторых, привычный прирост величины изображения догоняющей машины делается пугающе неравномерным и замечается отчетливо лишь в тот момент, когда она выходит из ряда для обгона или даже почти поровняется с вашим автомобилем. Все это вносит нервозность в работу водителя, но к подобным помехам в конце концов привы- , кают. %' Хуже обстоит дело, если вам сорок или больше, а автомобиль у вас малогабаритный. В этих условиях выпуклое зеркало в тесной кабине машины превращается уже в опасную игрушку. Дело заключается в том, что к сорока годам вполне нормальные по зрению люди начинают ощущать естественное возрастное ослабление зрительной способности на близком расстоянии. Теперь уже требуется напрягать глаза, чтобы видеть показания приборов на панели управления; на перевод взора с дороги на шкалы приборов и обратно нужно уже затрачивать не только дополнительное усилие, но и время, очень дефицитное при движении с современными скоростями. А выпуклое зеркало, в отличие от плоского, формирует мнимое изображение до- щ вольно близко за его поверхностью. Если еще и само зеркало висит недалеко от ваших глаз, то на перефокусировку взора от дороги впереди машины на изображение в зеркале, на преодоление двоения и на обратную настройку глаз уходит 4—5 секунд, что, конечно же, совершенно недопустимо. И очки тут не помогут, так как в очках для близи плохо видно вдаль. Поэтому выпуклые зеркала заднего вида на легковых машинах малых габаритов следует ставить только далеко спереди, на крыльях, но не в салонах иу стойки лобового стекла. Не претендуя на полноту освещения всех физиологических, оптических и технических аспектов проблемы, эта статья знакомит читателей с некото-" рыми трудностями автомобилевожде-l ния с позиций врача-офтальмолога. vfc Они заслуживают внимания и конструкторов и водителей автомобилей, ибо влияют на безопасность движения. А. ГОРБАНЬ, доктор медицинских наук профессор, О, ГОРВАНЬ, дизайнер г. Ленинград28