«МОСКВИЧ-412». СЦЕПЛЕНИЕКОНСТРУКЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯМощный и высокооборотный двигатель «Москвича-412» предъявил серьезные требования к силовой передаче, и прежде всего к сцеплению. Старое, с витыми нажимными пружинами, расположенными по периферии, было заменено новым — с центральной диафрагменной пружиной. Преимущества такой конструкции бесспорны. Новое сцепление способно передавать больший крутящий момент, долговечнее и требует меньших усилий водителя при управлении. Кроме того, оно проще и легче старого, его детали не нуждаются в регулировке. Но все же владельцу машины надо представлять себе, как устроено и работает такое сцепление, знать основные правила его эксплуатации. Обо всем этом рассказывает инженер Л. Р. ГОРЕЛОВ, работник АЗЛК. В диафрагменном сцеплении (см. ри-А сунок) ведомый диск 21 зажат между маховиком и нажимным (ведущим) диском 20 усилием центральной i диафрагменной пружины 28, которая выполнена в виде стального диска, имеющего форму усеченного конуса. Радиальные прорези делят диск на восемнадцать упругих лепестков, которые выполняют роль рычажков выключения. К ним штампованной центральной втулкой-ступицей крепится металлокерамическая опорная пята 29. Наружной кромкой неразрезанной части пружина лежит на выступе нажимного диска, При включенном сцеплении диафрагменная пружина 28 опирается на заднее опорное кольцо 24 и равномерно давит своей периферийной частью на нажимной диск 20, зажимая между ним и маховиком ведомый диск 31. При нажатии на педаль сцепления уси-jL лие через шток 1, поршни и тормозную жидкость главного 10 и рабочего 19 цилиндров передается на вилку 33 выключения сцепления и далее, через выжимной подшипник 30 к опорной пяте 29. Последняя давит на упругие рычажки диафрагменной пружины 28, та деформируется, проходит через плоское положение, перегибается и отводит нажимной диск от ведомого. Двигатель отъединен от трансмиссии. Когда педаль отпущена, диафрагменная пружина за счет упругости возвращается в исходное положение и вновь зажимает ведомый диск. Более подробно о конструкции и работе диафрагменного сцепления «Москвича» можно прочесть в книге «Автомобиль «Москвич-412» («Машине^ строение», Москва, 1971). Сцепление с центральной диафрагменной пружиной — надежный и долговечный агрегат. Необходимо лишь своевременно выполнять несложные контрольные и регулировочные операции, касающиеся механизма привода,а — зазор между пятой и графитовым подшипником; б — зазор между наконечником штока рабочего цилиндра и концом вилки; в — перепускное отверстие главного цилиндра; г — выходное отверстие главного цилиндра; д — компенсационное отверстие.з*6Гидропривод н диафрагменное сцепле«Москвича-412»: 1 — шток главного цилиндра; 2 — че. хол; 3 — шайба; 4, 18 — поршни; 5 — 1 клапан; б, 17 — манжеты; 7 — штуцер; О — прокладка; 9 — пружина; 10 — корпус главного цилиндра; 11 — штуцер; 12 — бачок; 13 — фильтр; 14 — крыщ. , ка; 15 — возвратная пружина рабочег^' цилиндра; 16 — грибок; 19 — корпус рабочего цилиндра; 20 — нажимной диск сцепления; 21 — ведомый диск; 22 — ступица ведомого диска; 23 — накладки; 24 — опорные кольца диафрагменной пружины; 25 — кожух сцепления; 26 — стяжной палец; 27 — картер; 28 — диафрагменная пружина; 29 — опорная пята; 30 — выжимной подшипник; 31 — первичный вал коробки передач; 32 — возвратная пружина вилки; 33 — вилка выключения сцепления; 34 — шток рабочего цилиндра; ние16