ляндия, август. «Кордатик» — ВНР, сентябрь. «Тур Европы» — страны Европы, октябрь. «Вартбург» — ГДР, отстяоиь КОЛЬЦЕВЫЕ ГОНКИ. Кубок дружбы социалистических стран: I этап — ЧССР, май; П этап — СССР (Минск), июнь; III этап — ГДР, август. КАРТИНГ. Кубок дружбы социалистических стран: I этап — ПНР, ф май ; II этап — ГДР, июль; III этап — СССР (Москва), июль; IV этап — ВНР, август; V этап — ЧССР, сентябрь.Отчего «не скоро дело делается»?Что и говорить, масса неприятностей обрушивается на автолюбителя, попавшего в аварию даже не по своей вине. Мало того что разбита машина, владельца ее сплошь и рядом ожидают долгие и нудные хлопоты и мытарства. Нет, закон и право, разумеется, на его стороне, но... Пока причиненный ему ущерб будет возмезден, проходят порой многие месяцы. Во-первых, его должны официально признать потерпевшим, а в этой связи придется давать всякие объяснения следственным и судебным органам. Затем предстоит самому позаботиться об авторитетном определении суммы, необходимой на восстановительный ремонт. Наконец, вроде бы, все документы в порядке. Собирается суд и, разобравшись во всех деталях происшествия и обстоятельствах уголовного дела, выносит приговор. Виновного покарали. А вот пострадавший на этом, казалось бы, заключительном этапе вдруг почему-то выпадает из поля зрения суда. — А как же с возмещением ущерба? — Это просто! — объясняют ему. — Предъявите иск в гражданском порядке, дело рассмотрят еще раз, и все ваши претензии будут удовлетворены. — А отчего же не сразу? В общем, хождения по мукам продолжаются. Кто в этом виноват? Суд? Бывает и так. В народном суде Кировского района столицы рассматривалось уголовное дело по обвинению водителя такси Алексеева. Управляя «Волгой», принадлежащей 15-му таксомоторному парку, он нарушил правила движения и столкнулся с автомобилем «Запорожец». В результате «Запорожец» перевернулся и получил значительные повреждения. Сумма ущерба, причиненного его владельцу, согласно калькуляции консультационного бюро объединения «Мосавтотехобслуживание», составила 1261 руб. 30 коп. Следователь вынес два постановления: о признании владельца «Запорожца» потерпевшим и гражданским истцом, а 15-го таксомоторного парка — гражданским ответчиком. В судебном заседании доказательства, подтверждающие гражданский иск, были всесторонне исследованы. Никто не оспорил ни право пострадавшего на возмещение ущерба, ни сумму предъявленного иска. И вот суд ушел в совещательную комнату. Однако, когда огласили приговор, в нем не было ни слова по поводу гражданского иска, который так тщательно исследовался в судебном заседании. Подчеркиваем, органы предварительного следствия полностью выполнили требования закона о сборе доказательств и оформлении гражданского иска в уголовном деле. А суд без всяких оснований не рассмотрел этот иск. Однако и органы следствия часто не выполняют требований закона. Иной раз потерпевшему советуют оформить гражданский иск в суде, когда будет рассматриваться уголовное дело. Бывает, что гражданский иск потерпевшего принят, а процессуальные права участников процесса надлежащим образом не оформляются. Или вообще нет постановления о признании лиц гражданскими истцами и ответчиками. А то и так: устанавливается лишь гражданский истец, а в отношении гражданского ответчика — ни слова. Я уж не говорю о том, что отсутствие при обвинительном заключении в списке лиц, подлежащих вызову в судебное заседание, гражданских истцов и гражданских ответчиков вообще затрудняет правильное и полное разрешение дела. Но чаще все происходит таким образом. Приходит потерпевший на прием к народному судье и слышит, что его иск суд рассматривать не будет, потому, мол, что вначале надо рассмотреть уголовное дело по обвинению шофера, виновного в аварии, а уже после этого у потерпевшего возникнет право для предъявления иска в суде. Для чего необходимо рассматривать гражданский иск вместе с уголовным делом? В новой редакции ст. 221 УК РСФСР ив соответствующих статьях УК союзных республик признается преступлением нарушение любым лицом правил безопасности движения не только в тех случаях, когда это нарушение причинило кому-то телесные повреждения, но и тогда, когда оно нанесло существенный материальный ущерб. Таким образом, если аварией был причинен материальный ущерб, то органы следствия и суд обязаны ответить, является ли этот материальный ущерб существенным. А сделать это можно лишь после того, как будет точно установлена сумма иска. Потерпевший же заинтересован не только в этом, но ив скорейшем взыскании соответствующей суммы с ответчика. Как решаются эти вопросы нашим процессуальным законом? В ст. 29 УПК РСФСР, посвященной гражданскому иску в уголовном деле, указано, что лицо, понесшее материальный ущерб от преступления, вправе при производстве по уголовному делу предъявить лицам, несущим материальную ответственность за действия обвиняемого, гражданский иск, который рассматривается судом совместно с уголовным делом. (Кстати, такой гражданский иск освобождается от государственной пошлины.) Даже если гражданский иск не предъявлен, суд при постановлении приговора вправе по собственной инициативе разрешить вопрос о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением. Гражданский истец (ст. 51 УПК РСФСР) и гражданский ответчик (ст. 55 УПК РСФСР) наделяются определенными правами и обязанностями как участники процесса. Гражданским ответчиком могут представать перед судом отдельные лица (скажем, владельцы личных автомобилей), учреждения, предприятия и организации, которые в силу закона несут материальную ответственность за действия обвиняемого ив соответствии со ст. 90 Основ гражданского законодательства обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности. Так что, если в уголовном процессе непосредственный причинитель вреда выступает в качестве обвиняемого, а затем подсудимого, то материально ответственным причиннтелем вреда является владелец источника повышенной опасности, так называемый гражданский ответчик. Наконец, ст. 303 УПК РСФСР прямо вменяет в обязанность суда ответить при вынесении приговора на вопрос, подлежит ли удовлетворению гражданский иск, в пользу кого ив каком размере, а также подлежит ли возмещению материальный ущерб, если гражданский иск не был предъявлен. Пленум Верховного Суда СССР еще в 1954 году в руководящем разъяснении «О судебной практике по взысканию материального ущерба, причиненного преступлением», указал, что при рассмотрении уголовных дел суды должны уделять серьезное внимание гражданскому иску, учитывая его важное значение как средства охраны имущественных прав граждан. Исходя из того, что от размера причиненного материального ущерба зависит нередко квалификация преступления и определение размера наказания, пленум указывает, что передача гражданского иска в суд для решения его отдельно в порядке гражданского судопроизводства может иметь место лишь как особое исключение. Таким образом, закон точен и ясен: судам необходимо при разбирательстве уголовных дел, связанных с транспортными преступлениями, принимать все зависящие от них меры для решения одновременно и вопроса о гражданском иске. Это избавит и суд от непроизводительной траты времени и средств, от лишних заседаний, вызова свидетелей и т. д. Короче: выиграет дело, выиграют все. Л. МОГИЛЯНСКИЙ, адвонатМОТОЦИКЛЕТНЫЙ СПОРТКРОСС. Личный чемпионат мира в3 классе 250 см (12 этапов): Испания, 8 апреля; Италия, 15 апреля; Бельгия, 2 9 апреля; Швейцария, 6 мая ; ПНР, 13 мая ; СФРЮ, 2 0мая ; ГДР, 3 июня; Франция, 17 июня; Финляндия, 5 августа; СССР (Ленинград), 12 августа; Швеция, 19 августа; Австрия, 26 августа. Личный чемпионат 3 мира в классе 500 см (участие в шести этапах из 12 ) : II этап — Австрия, 15 апреля; III этап — Финляндия, 2 0мая ; IV этап — Италия, 27 мая ; V этап — ЧССР, 3 июня; VII этап — ГДР, 8 июля; VIII этап — ФРГ, 15 июля. Командные кроссы: «Трофей наций» (250 см 3 ) — Англия, 16 сентября; «Кросс наций» (500 см 3 ) — Швейцария, 2 сентября. Кубок ФИМ (750 см 3с коляской): ФРГ, 1 мая ; Голландия, 6 мая ; Дания, 2 0мая ; Швеция, 27 мая ; Норвегия, 31 мая ; Бельгия, 2 2 июля. «Кубок Дуная» (250 см 3 ): I этап — СФРЮ; II этапНРБ ; III этап — ЧССР; IV этап — ВНР. МНОГОБОРЬЕ. Чемпионат Европы: 1 этап — ГДР, м ай ; II этап — ЧССР, май. Комплексные соревнования по мотоспорту — ПНР, июль. КОЛЬЦЕВЫЕ ГОНКИ. Участие в чемпионате мира в классах 50 и3 125 см : СФРЮ, 17 июня; Голландия, 2 4 июня; Бельгия, 1 июля; ГДР, 8 июля ; Швеция, 21 июля. ГОНКИ ПО ЛЬДУ. Личный чемпи• онат мира: четвертьфинал — Голландия, февраль; полуфиналы — СССР (Уфа), 1 7 — 1 8 февраля; Франция, 2 4 — 25 февраля; финал — ФРГ, 2 — 3 марта. ГОНКИ ПО ГАРЕВОЙ ДОРОЖКЕ. Личный чемпионат мира: четвертьфиналы — СФРЮ, 2 0мая ; ЧССР, 19 мая ; ФРГ, 2 0мая ; ВНР, 2 0мая ; полуфиналы — ЧССР, 2 июня; ПНР, 2 июня; финал континентальной зоны — СССР (Ленинград), июнь; европейский финал — ФРГ, 19 августа; финал чемпионата мира — ПНР, 2 сентября. Командный чемпионат мир а : полуфинал — СССР (Балаково), 5 августа; финал — Англия, 15 сентября. Чемпионат в парных гонках : ' полуфинал — ФРГ, 27 мая ; финал — Швеция, 5 июня. л МОТОБОЛ. Кубок Европы и международные товарищеские встречи — ФРГ, Франция, июнь.«197333