32
33
34
rWCHAPf |r#ВЫСТАВКИ,МОДЕЛИ, ТЕНа Парижской выставке среди 485 моделей из 23 стран достойное место занимали автомобили советских марок: «Москвич-427», «Москвич-412», «Лада-2102» и «Лада-2101». р ошо усвоили принятуювзападноммиреформулуторговли — «без рекламы нет процветания, б ез процветания нет рекламы » . И ^ готовы потратиться на ежегодные блестки ишумиху выставок, * рассчитывая, что эти затраты с лихвой окупятся . Вот концерн « Ф орд » . Ему принадлежаткрупнейшие автозаводы не только вСША , но ивАнглии , ФРГ, Бельгии, Австралии, Бразилии идругих странах. В 1971 годуегопредприятия выпустили вСША 3,35 миллиона автомобилей плюс 1,58 миллиона на заводах, р азмещенныхвдругих странах. « Ф ордМоторКомпа ­ нии не скупилась на рекламу . Цель оправдывала средства. В 1971 году чистая прибыль концерна составила 657 миллионов доллар ов , что на 27 процентов больше, ч емв 1970 году . В свете этих цифр есть над чем задуматься фирмам , п ринявшим участие в выставках. О собенноанглийским . Если в 1971 г. от числа проданных в стране легковых автомобилей на импортныепри ­ ходилось 19 процентов , т ов 1972чм их доля выросла до 24 про ­ центов. А налогичнымобразом теснят Англию ее конкурентыи на экспортных рывках. В общем , и Лондонский салон (там, к аки на всякой выставке, устроитель имеет преимущества) останется еже ­ г одным со всей своейпомпезностьюирекламнойтрескотней , о б ' н аженными по пояс девицамиу новой модели , д вумя половинами разрезанной вдоль малолитражки , к оторые сходятся и расходятся, п оказывая , к аквыглядит она изнутри иснаружи .В концекаждого года — это обычнопроисходитвоктябреиноябре — П ариж , Л ондони Турин зажигают огни традиционных автомобильных выставок. А потом , в январе приходит черед традиционногоБрюссельского салона ивмарте — Ж еневского . П ервыетри выставки какбы подводят итог минувшему году, с обирают воедино все модели , появившиеся за предыдущиеме ­ сяцы, а заодно представляют публике новинки следующего года. П оследниежедве призваны не только ещеразпродемонстри ­ ровать особенности новых моделейв начале очередногоком ­ м ерческого сезона, но и сделать кое - к акую заявку на будущее , выставив экспериментальные образцы , различные варианты кузо ­ вов, спортивные автомобили. Таким образом , в мартемыможем объективно оценивать достижениямирового автостроения за годминувшийиего реальные возможностивгоду наступившем. Но преждечем начать технический обзор , у делим еще немного внимания выставкам, а именнособытиям , п роисходящим на их сцене и за кулисами.. П арижский салон. О н занимал площадь в 90 тысяч квадратных метров — столько же , с колько 13 футбольных полей. На его стендах демонстрировали свои изделия 1200 фирм , в ыпускаю ­ щих автомобили, к арбюраторы , фары, к узова , колеса, м отоцик ­ лы, м опеды . С реди экспонатов было 485 легковых автомобилей 69 марокиз 23 стран. С ловом , на Парижской выставке была представлена автомобильная промышленность буквально всей нашей планеты. О рганизацияподобной выставки обходится недешево. Кстати, забегая вперед, с кажем , что по этой причине устроители салона в Турине приняли решение делать егоразв два года. П резидентжеФранцииПомпиду , напротив, п одчеркнул , что парижскийпо - п режнему будет ежегодным . Не надо забывать, что 55 процентов французских автомобилей вывозятся вдругие страны, что автостроение поглощает третью часть производимогов стране тонкого стального листа, 45 про ­ центов резины , 85 процентов « б езосколочного » стекла. Следовательно, с судьбойавтопромышленности тесно связана судьба Многих отраслей индустрии, к оторыекредитуютсямогуществен ­ н ыми финансовыми объединениямиибанками . А уж они-то хо-*Но обратимся непосредственно кавтомобилям . Д ве главные новинки привлекли всеобщее внимание. « Д ерньекри » — посл еднимкрикоммоды , к акговорятфранцузы , на Парижскойвы ­ ставке явилась малолитражка «Пежо-104» с переднимиведущими колесами. В Турине же « п римадонной » оказалась модель ФИАТ-126. Ее представили семистам итальянским ииностраннымжурналистамкакраз накануне открытия салона.32 ФИАТ-126, один из самых коротких в мире четырехместных автомобилей, постепенно заменит своего предшественника ФИАТ-500. Эта модель, выпускаемая с 1957 года, пользовалась громадным спросом, и завод за последние годы делал по 440 тысяч таких машин. За последние годы вообще резко возрос интерес к малогабаритным легковым автомобилям, которые способны перевозить четырех человек и занимают на улице площадь значительно меньшую, чем машины обычных размеров. Типичными представителями малогабаритных являются «Остиннмини», ФИАТ-127, «Рвно-5» и «Лежо-104». Кстати, в отношении последнего руково•Щ дители фирмы строят оптимистические прогнозы, надеясь, что смогут сбыть в ближайшие годы около двух миллионов-экземпляров. Помимо модели «126» ФИАТ в минувшем году приступил к выпуску еще двух новых. Первая, носящая индекс «132», займет ме ­ сто ФИАТ-125, который снимается с'производства. вторая — с передними ведущими колесами и расположенным поперек мо ­ тором от ФИАТ-132 — называется.. «Лянча-бета». Д а , не удивляйтесь, сегодня «Лянча», как, впрочем, «Феррари», О Ми «Аутобьянки», принадлежит ФИАТу. О бе модели ФИАТа, о которых только что шла речь, относятся к одному из наиболее популярных сегодня классов легковых машин — от 1800 до 2000 см'. Автомобили же класса 1500 — 3 1600 смуже не особенно в чести, зато малолитражки с мотора3 ми в 1200—1300 см по-прежнему самые массовые. В то же время моделей класса 600—800 см3 становится с каждым годом все меньше. Лишь 600-кубовые ФИАТ-126 и «Ситроен-диана» представляют исключение. М икролитражки год от года сдают позиции. Их место занимают близкие им по габаритам машины со значительно более мощными двигателями. ,Эк Судя по выставленным в салонах экспонатам, е ще ни один завод шока не может развернуть массового производства экономичных электромобилей. Прогресс в создании особо легких ием ­ ких аккумуляторов или компактных и дешевых топливных элементов пока невелик. Автомобилей с паровыми двигателями на выставках вообще <не было. Увлечение роторными двигателями несколько спало. Во всяком случае, новых машин с «ванкелями» в 1972 году не появилось. Зато к трем фирмам, выпускающим легковые автомобили с дизелями («Даймлер-Бенц», «Пежо» и «Остин»), присоединился еще один завод. «Опель» теперь делает модификацию модели «Рекорд» с четырехцилиндровым (2068 см 3 , 60 л. с. при 4400 об/мин) дизелем. 'В области двигателей не обошлось без двух небольших сенсаций. Японский завод «'Хонда», давний сторонник воздушного охлаждения, отдал на новой модели «Сивик» предпочтение водяному, а английский филиал «Форда» свернул производство V-образного четырехцилиндрового мотора и заменил его двигателем с четырьмя цилиндрами в ряд. Обратимся к трансмиссиям. По-прежнему сохраняет прочные •• позиции на автомобилях с двигателями рабочим объемом до 1700 см3 («Лянча-бета», «Хонда-сивик», «Лежо-104», «Ауди-80») привод на передние колеса. Модель же «Моррис-2200» с шестицилиндровым мотором в 2,2 литра, установленным поперек ма ­ шины, является лишь исключением, подтверждающим правило. Резко возросло за последние годы число автомобилей, снабженных автоматическими гидромеханическими трансмиссиями, причем машин классов 1300, 1600 и 2000 см 3 . Сейчас, например, 58 процентов всех выпускаемых автомобилей «Мерседес-Бенц», 30 процентов БМВ и 27 процентов «Форд» (ФРГ) снабжаются такими трансмиссиями. В связи с этим на последних выставках концерн юБорг-уорнер», специализирующийся на коробках передач, экспонировал новую четырехступенчатую трансмиссию мо ­ дели «45», Она рассчитана на машины с двигателями, рабочий объем которых лежит как раз в пределах 1000—2000 см 3 , и представляет собой довольно сложный узел, состоящий из 350 деталей. Другая разновидность автоматической трансмиссии — клиноременная передача с расходящимися шкивами. Пока ее практическое применение оказалось по силам лишь голландской фирме .•гЛ ДАФ . Она ставит такую передачу на все свои малолитражки, в том числе и на ДАФ - 6 6 , впервые показанную на Парижской выставке. • области подвесок наметился постепенный отход от зависимой В рессорной подвески задних колес в пользу зависимой пружинной. Одним из вариантов зависимой задней подвески является так называемый мост «Де-Дион» — конструкция, широко распространенная на гоночных автомобилях лет 12 — 1 5 назад. Здесь колеса жестко связаны трубчатой балкой, подвешенной на рес-«Пежо-104» — еще одна малолитражка с передними ведущими колесами.Автомобильная техника наших дней€РрД|В центре внимания на Туринской выставке был ФИАТ-126, который в шасси и двигателе сохранил много общего с прежней моделью «500». «Хонда-сивик» появилась в июле 1972 года и стала опаснымконкурентомтаким машинам, как «Пежо-204» и ФИАТ-128.Автоматическая ременная трансмиссия и задняя подвеска типа «Де-Дион» на малолитражке ДАФ-66.Независимая подвеска задних колес у «Форда-консула-гранада» с рычагами, смонтнрова иными не на кузове, а на отдельной поперечине. У БМВ-520. как, впрочем, и у «Лянча-бета», «Форда-капри 3000», «Фольксвагена-412Е». применены четыре круглые фа ры, хотя на «Мерседес-Бенц-350СЕ». ФИАТ-126, «Пежо-104» отдано предпочтение прямоугольным. Для кузова «Лянча-бета» характерны большая поверхность остекления (2,5 м2), задняя часть типа- «фастбэк» и вместительный багажник.сорах ( Д АФ - 6 6 ) или пружинах («Альфа-ромео-альфетта»), Главная же передача закреплена на кузовеи связана сколесамипо ­ луосями, снабженными карданными шарнирами. Ш ире стал икругзаводов , в недривших на своих моделях незав исимуюзаднююподвеску . Так, в частности, сделал английский филиал « Ф орда » на новой модели «Консул», п ришедшей на сме ­ ну прежней «Кортина». Разработанная имконструкциядовольно распространенна на европейских машинах среднего класса. О тказ от традиционнойсхемы задней подвески на моделяхс двигателем, р асположеннымвпереди , не случаен. В последние годы мощность моторов и скоростные возможности большей части машин значительно возросли . К началу 1973 года из почти тысячи разных моделейлегковыхавтомобилей , в ыпускаемыхвовсеммире , о коло двухсот могут развивать скорость 200 км/час и более и лишь усорока двух максимальнаяскорость не превы ­ шает 130 км/час. О дновременнок задней подвеске стали предъ ­ являться более жесткиетребованиявотношенииуправляемости , устойчивости, к омфортабельностипридвижении со скоростямипорядка 140—170 км/час. По этой жепричинебыстропошловгору совершенствование тормозных систем — появились диско ­ вые тормоза , г идровакуумные усилители ( д аже на такой легкой машине, к акДАФ - 6 6 ) . Ю зприторможенииавтомобилей , снабж енныхтакими устройствами, с опровождалсянередкоопаснымзаносом задних колес. Э кспонаты выставок показывают , что многиемоделис усилителями тормозовснабжаются теперь ан ­ т иблокировочнымустройством , п редотвращающимюзи занос задних колес ( п одобное устройство, кстати, стоит и на наших ВАЗах). Большое значение, к оторое придается сейчас безопасности авт омобилявообще ( с м . «За рулем » , 1972, № 6, 7 и 9), заставило заводы шире внедрять в новых моделях элементы пассивной безопасности ; на ряде из них видим руль смягкой ступицей < и мягкуюобивку всей панели приборов ; на «Волво» внутри дверей предусмотреныпоперечные усилительные балки, защищ ающиепассажировприбоковых столкновениях. О чередныерекламные заявления отом , что та или иная за ­ падная фирма создала полностьюбезопасный автомобиль, не нашли подтвержденияв серийных образцах новых моделей . Д ей ­ ствительно, «волво» и «Даймлер-Бенц», Ф ИАТи «Тойота» п остро ­ или экспериментальныемашины , о бошедшиесяв баснословные суммы . В них было много интересных конструктивныхрешений , п овышающих безопасность, но внедрить все их всерийноепро ­ изводство оказывается нелегкимделом . С реди экспонатов традиционных выставок была представлена продукция автозаводов ГДР, ПНР, СРР, СССР, С ФРЮи ЧССР. Она не нуждалась врекламе , да и не с этой цельюдемонстри ­ ровались там «вартбурги», «заставы», «лады», «москвичи», «трабанты», « ш коды » . Выставленные в признанных международных салонах, эти машины , у жехорошо известные своей долговечно ­ стью, н адежностьюи тщательной отработкойконструкции , служ илиярким свидетельством успехов промышленностисоциали ­ стических стран, давали возможностьавтомобилистам западных стран непосредственноознакомитьсяс их конструкцией . в общемобзореневозможно охватить все конструктивныеподробности новых моделей . Н екоторыеважнейшиепараметры их приведеныв таблице, отдельные моделииузлыпоказаны на снимках. Что же касается главных новинок , таких, к ак ФИАТ-126, ФИАТ-132, «Пежо-104», «Мерседее-Бенц-350СЕ», т оо них болееподробно надо рассказать отдельно . Л . ШУГУРОВ, инженер Основные показатели наиболее характерных моделей, представленных на выставках«Порше-каррера-РС» унаследовал от гоночных и спортивных машин антикрыло, правда претерпевшее некоторые изменения.Подобно многим другим моделям среднего класса «Фордконсул-гранада» выпускается в трех модификациях: пятиместный седан (в центре), универсал (слева) и четырехместное купе (справа).Модель автомобиляЧисло цилиндров иих рабочий объем, см3Мощность (л. с.) и об/минДлина,Число мест и дверейЕмкость багажника, м3Собственный вес,кг850 1230 835 1800 1095 1675 1250 1170 760 900 1070 580 1200 600Скорость, км/часРазгон до 100 сек..Расход топлива, л/100 км«Ауди-80С» (ФРГ) БМВ-520 (ФРГ) ДАФ-66 ( Г олландия ) «Даймлер-дабл-сикс» (Англия) «Лянча-бета» (Италия) «Мерседес-Бенц-350СЕ» (ФРГ) « О пель - к оммодор » (ФРГ) «Остин-2200» (Англия) «Пежо-104» ( Ф ранция ) « П орше - к аррера - Р С » (ФРГ) ФИАТ-132 ( И талия ) ФИАТ-126 ( И талия ) «Форд-консул-гранада» (Англия) 1 «Хонда-сивик» (Япония)4—1470 4—1990 4—1108 12—5343 4—1756 8—3499 6—2490 6—2227 4—954 6—2687 4 — 1756 2—594 4 — 1993 4—116975—5800 115—5800 47—5600 269—6000 110—6000 200—5800 130—5300 110 — 5 250 46—6000 210—6300 105 — 6000 23—4800 99—5500 60—55004175 4620 3880 4916 4290 4960 4605 4248 3580 4150 4370 3054 4646 34055—4 5-4 42 5—4 5—4 5-4 5—4 5-4 4—4 42 54 42 5-4 4—30.45 нет данных 0,47 нет данных 0,5 0,58 0.38 нет данных 0,30 нет данных 0,4 0,10 0,44 нет данных160 175 135 225 175 205 180 175 135 250 160 105 161 14513.4 12.3 19,7 8.1 10,5 9.5 11,5 12,0 20,0 5.8 11,59—10 нет данных 7.5—9 18—26 нет данных 11 — 18 14—17 12,5 7-8 нет данных 5—5,5 10,5 — 11 4,5 — 6.5— 13,712,8»34