ОБЪЯВЛЯЕТСЯ КОНКУРСВСЕСОЮЗНЫЙ ОТКРЫТЫЙ КОНКУРС НА ЛУЧШУЮ ВОДИТЕЛЕЙ КОНСТРУКЦИЮ АВТОМОБИЛЕЙ АВТОТРЕНАЖЕРА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ Позади месяцы большой подготовительной работы — переписна, телефонные звонки, встречи в учреждениях и ведомствах, прямо заинтересованных в улучшении качества подготовки миллионов людей — профессионалов водителей, автолюбителей — тех, кому предстоит управлять автомобилем. А дело это становится все труднее: на улицах и дорогах увеличивается потон машин, растут скорости. В условиях возрастающей интенсивности движения повышение шоферского мастерства приобретает первостепенное значение. Как же в дальнейшем готовить водителей? Ответ на этот вопрос подсказывает жизнь, практика. В ноябрьском номере журнала за 1971 год была опубликована статья научного работника А. Костина «Тренажеры», раскрывающая преимущество этих современных средств в учебной практике. Не станем повторяться, напомним лишь, что тренажеры в два-три раза повышают продуктивность учебного процесса, позволяют экономить тонны горючего, денежные средства, сберегают технику, а главное — помогают лучше подготовить будущих водителей к трудностям, ожидающим их за рулем. О необходимости создания единой конструкции тренажерных комплексов для производства у нас в стране говорилось и на заседании «круглого стола», недавно проведенном редакцией (см. 1973, № 2). Учитывая все это, редакция «За рулем» сочла необходимым поставить перед рядом организаций вопрос о внедрении тренажерного обучения, и вот, по решению Центрального правления Научнотехнического общества автомобильного транспорта и дорожного хозяйства при поддержке Министерства автомобильного транспорта РСФСР, ГАИ МВД СССР, ЦК ДОСААФ СССР, объявляется Всесоюзный открытый конкурс на разработку конструкции отечественных автотренажеров. Редакция «За рулем» с большим удовлетворением встретила это решение, полагая, что результаты конкурса сыграют важную роль в улучшении подготовки водителей. Желаем участникам конкурса ских успехов. творчеI. Цель конкурса Разработка новых конструкций автотренажеров для первоначального обучения вождению автомобиля, повышения мастерства вождения и приобретения необходимых навыков при управлении ав томобилем в сложной дорожной обстановке и аварийных ситуациях. II. Условия конкурса 1. Конкурс проводится с1 января по 31 декабря 1973 года. 2. В конкурсе могут принимать участие как отдельные граждане, так и коллективы работников предприятий, научно-исследовательских и проектных институтов, конструкторе ко-технологических бюро, за исключением членов конкурсной комиссии (жюри). Лица, принимающие участие в конкурсе. не могут участвовать в рассмотрении (экспертизах) работ, поступивших на конкурс. 3. К конкурсу допускаются только действующие конструкции автотренажеров, которые используются при обучении или психофизиологических испытаниях водителей автомобилей и не являющиеся копией тренажеров зарубежного производства. 4. Жюри будет рассматривать как простейшие устройства, изготовленные силами учебных заведений и отдельными рационализаторами, так и разработки конструкторских бюро, автотранспортных и промышленных предприятий. 5. Текст с описанием конструкции, отдельных ее узлов и методики использования автотренажера должен быть отпечатан на машинке через два интервала, объемом не свыше 10 страниц и представлен в жюри в двух экземплярах. Чертежи, отдельные рисунки и схемы представляются в одном экземпляре и должны быть выполнены черной тушью на ватмане или кальке размером от 10Х Х15 см до 20X30 см. К схемам и чертежам должны быть обязательно приложены необходимые технико-экономические обоснования, 2—3 фотографии размером 13X18 см. На конструкции автотренажеров, опублинованные в печати н:ш зарегпстрированные в Комитете по делам изобретений и открытий, высылаются вырезки из источника, где была сделана публикация, с описанием конструктивных данных и методики их использования в учебном процессе. 6. Материалы на конкурс представляются под условным девизом с надписью на конверте — На конкурс «Конструкция автотренажеров», с приложением другого запечатанного конверта под тем же девизом с вложенными в него сведениями об авторе (авторах) конструкции (фамилия, имя. отчество, год рождения, место работы, занимаемая должность и адрес местожительства). В случае необходимости в этот конверт должно быть также вложено заявление о порядке распределения премий между авторами (в процентном отношении), подписанное всеми авторами конструкции. При отсутствии такого заявления, в случае присуждения премии, она будет поделена между авторами поровну. 7. Все предложения на конкурс направляются по адресу: 103012, Москва, К-12. ул. Куйбышева, дом 4, помещение 11. Центральное правление НТО автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. 8. Дата представления материалов на конкурс определяется по штемпелю почтового отделения, принявшего материалы для отправки. Последний срок отправки материалов на конкурс — 31 декабря 1973 г. 9. Устанавливаются следующие премии за лучшую конструкцию тренажера: первая премия (две) — 500 рублен вторая премия (три) — 300 рублей поощрительная премия (пять) — 100 рублей Примечание: независимо от премирования по условиям конкурса авторы не лишаются права на поощрение в соответствии с инструкцией о вознаграждении за открытия, изобретения и рационализаторские предложения. 10. Премии выдаются в месячный срок со дня утверждения итогов конкурса президиумом Центрального правления НТО автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Министерством автомобильного транспорта РСФСР, УГАИ МВД СССР, ЦК ДОСААФ СССР. 11. Материалы по конструкции автотренажеров, не прошедших по конкурсу, возвращаются авторам. III. Технические условия При определении лучших конструкций тренажеров будут учитываться: а) оригинальность и простота конструкции, надежность, бесшумность работы, портативность и эстетика конструкции; б) соответствие конструкции рабочего места тренажера и работы на нем действительным условиям езды на автомобиле; в) возможность как первоначального группового обучения вождению автомобиля, так и индивидуального повышения профессиональных навыков, совершенствования мастерства вождения при обязательном одновременном контроле действий водителей, обучающихся на тренажере в классе, со стороны инструктора по принципу обратной связи; ,| г) возможность рекомендовать кон- • * струкцию для серийного промышленного производства или изготовления ее в условиях автотранспортных предприятий и учебных комбинатов; д) дешевизна конструкции; е) отзывы учебных заведений о практическом использовании конструкции автотренажера, предъявленного на конкурс. Конкурсная комиссия {J.,ж -*;•л Л"В автомобильных школах СВАЗАРМа (оборонно-патриотическое общество ЧССР) широко применяются автомобильные электронные тренажеры. Один из них — АТ-70, наиболее современный — вы видите на этой фотографии.12