J7*Vvmне случиться•ses.«Волга» на бульваре! Да, тут есть над чем призадуматься. Хорошо еще, что уже вышедшую из-под контроля водителя машину, а потому страшную в своей неуправляемости, остановило дерево: ведь она могла и убить пешеходов. А случилось вот что. Молодой московский шофер Е. Комбаров накануне этого страшного для него дня основательно выпил. Сколько, он точно не помнил, но проснулся утром с сильной головной болью. В те дни в Москве погода не баловала: то дождь, то снег, на дороге сляноть. Тут и трезвому-то непросто управиться, а ужс похмелья... Комбаров не рассчитал скорость на закруглении Воробьевсного шоссе, машину занесло, и обуздать ее он так и не смог. «Волгу» развернуло на 180 градусов, протащило метров 50 по мокрому асфальту и выбросило на бульвар. Несколько лет теперь Е. Комбаров не сядет за руль. Но это, по всей видимости, и к лучшему! Г. МЕНДЕЛЕВИЧЭтолкям«S&5*Фото И. УвароваВ ЧЕМ ПРИЧИНА?За последние годы на дорогах Масисского района Армении заметно прибавилось автомобилей, а на больничных койках, увы, все больше стало пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. Люди в основном самого активного возраста надолго оставались спеленутыми бинтами, скованными гипсом, кляня собственную неосторожность и бесшабашность шоферов. Травмы при авариях отличались .тяжелыми последствиями. Среди каждых десяти пострадавших шестеро нуждались в длительном стационарном лечении, из них один умирал и один оставался инвалидом на всю жизнь. Выполняя свой долг, помогая людям встать на ноги, медики все чаще задумывались над происходящим. Так было положено начало исследованиям причин и закономерностей дорожного травматизма в районе, поиску дополнительных возможностей борьбы с ним. Были изучены все несчастные случаи, имевшие место за три года на улицах и дорогах района — территории, густо заселенной, с плотной сетью дорог, расположенной в тесном соседстве со столицей республики. Кто же виноват в трагедиях, разыгрывающихся на дорогах? Несколько неожиданным для нас оказалось, что в большинстве случаев (55,3 процента) виновниками несчастий были сами пешеходы, грубо нарушавшие правила движения. Больше половины пострадавших переходило улицу не на перекрестке, каждый десятый шел не по тротуару, а по проезжей части, свыше 12 процентов находились в нетрезвом состоянии. Способствовало возникновению происшествий и отсутствие тротуаров на некоторых улицах, недостаточная их освещенность. Уже эти данные позволили совместно с Госавтоинспекцией и райисполкомом принять необходимые профилактические меры. На многих перекрестках были установлены светофоры, оборудованы дополнительные пешеходные переходы, начаты работы по благоустройству и асфальтированию улиц, улучшено их освещение. Среди тех, кто пострадал в автомобильных происшествиях, 8,5 процента пассажиров очутились в больнице после падения с автомобиля. Чаще всего это случалось летом и осенью. Оказалось, что, в нарушение всех правил, многие водители перевозят людей на сельскохозяйственные работы в кузовах грузовиков, совершенно для этого не оборудованных. При каждом резком маневре стоящим в кузове грозила опасность свалиться за борт. По нашим сигналам Госавтоинспекция взяла под самый жесткий контроль соблюдение правил перевозки пассажиров на грузовиках. 42,1 процента травмированных — на совести водителей. Выяснилось, что самыми «опасными» оказались водители третьего класса (среди них много молодых). С ними связано 54,3 процента несчастных случаев этой категории. Процент шоферов-любителей среди виновников происшествий составляет 36,9, водителей второго класса — 6,1, водителей первого класса — лишь 2,7. Весьма показательна зависимость вероятности происшествий от длительности непрерывной работы шофера. В первые четыре часа произошло лишь 20 процентов несчастных случаев по вине водителя, в последующие четыре часа эта доля составляет 35 процентов, а 45 — допустили водители, работавшие свыше 8 часов подряд. В связи с этим мы совместно с работниками Госавтоинспекции обратились к администрации транспортных предприятий с требованием не допускать подобных переработок за рулем, чреватых самыми опасными последствиями. По результатам наших исследований в районе была активизирована профилактическая и пропагандистская работа. Для разъяснения населению важности соблюдения правил движения широко привлекались печать и радио, показывались специальные киносюжеты, проводились беседы и лекции с участием медиков. Все это принесло ощутимые результаты. За последние полгода число дорожно-транспортных происшествий значительно уменьшилось. Г. МАЫУКЯН, главный врач районного медобъедянення. Армянская ССР, пос. Масис23