33
34
БЕЗОПАСНАЯ СКОРОСТЬКак сидеть за рулема| Большинство водителей ездят, сидя Щ слишком близко к рулевому колесу или сильно к нему наклонясь. Это очень распространенная ошибка, и привести она может к неприятным последствиям: из-за недостаточной свободы в движении предплечий вы оказываетесь скованным в моменты, когда такая свобода крайне нужна. Между тем «повисший» на руле водитель — обычная картина. Создается впечатление, что инструкторы практической езды не обращают на это должного внимания. Плохой пример подают и многие водители такси. Принимаем правило — ездвм, сидя далеко от руля (как показано на рисунке). Кто к этому не приучился с самого начала, кому до сих лор «баранка» упиралась в живот, будет сначала ощущать известные неудобства и даже чувствовать боль в плечах. Но Щ спустя короткое время боль исчезнет, ^ и тогда покажется удивительным, какое большое расстояние можно проехать без усталости в руках. Свобода В управлении рулем увеличится многократно. Можно иногда слышать, что в дальних поездках лучше сидеть далеко от руля, а вот при городской езде такая посадка неудобна. Неправда — нигде, ни в каких ситуациях не следует сидеть близко. При правильном положении локти должны быть почти прямые, угол их сгиба — около 140°. В чем причина, что многие водители сидят за рулем неправильно? Мне кажется, таких причин несколько. Прежде всего, это желание быть как можно ближе к рулю и педалям: создается обманчивое ощущение большей надежности и уверенности в выполнеШ иии маневров. Затем, при такой посадке увеличивается обзор перед самым «носом» машины, что начинающим водителям кажется чрезвычайно важным. Известную роль играет и подражание опытным шоферам, которые с точки зрения новичков именно таким способом достигли совершенства. Будучи начинающим водителем, я тоже занимал неправильное положение за рулем. Никто не обратил на это моего внимания, подобная позиция вошла в привычку. Больших усилий и времени стоило мне приучить себя к правильному положению за рулем. Зато стал совершенно другим водителем! Обрел полную свободу движений. Езда стала значительно менее утомительной. Сидя дальше от руля, удобно опираясь на спинку сиденья, сразу почувствовал, Щ насколько улучшилась моя техника управления автомобилем в обычной и спортивной езде. Получил возможность больше видеть, хорошо оценивать ситуацию на дороге и лучше ощущать возможности машины. Прошу обратить внимание: все, что написано в книге об улучшении техники вождения, можно с успехом использовать в повседневной практике В февральском номере журнала мы начали печатать отрывки из книги известного польского раллиста Собеслава Засады. На этих страницах продолжаем публикацию и помещаем присланное автором письмо к советским читателям.К ЧИТАТЕЛЯМ ЖУРНАЛА «ЗА РУЛЕМ»Перевод моей книги «Безопасная скорость» на страницах журнала «За рулем» — первая публикация ее за пределами ПНР. Предложение напечатать эту книгу исходило от советских раллистов, с которыми меня объединяет многолетняя дружба и совместное увлечение автомобильным спортом. С огромным удовлетворением вспоминаю наши старты в грандиозных марафонах Лондон —Сидней и Лондон — М ехико , где мы взаимно помогали друг другу советами, жили общими заботами в достижении наилучших результатов. Пользуясь предоставленной редакцией журнала «За рулем» возможностью, передаю советским читателям опыт, приобретенный в автомобильных ралли. Однако это не означает, что мое внимание обращено тольно на раллийную, спортивную езду. Когда я писал книгу «Безопасная скорость», имел в виду прежде всего всех обычных участников движения, которые не пользуются спортивной ездой. И надеюсь, что в конечном итоге в этих строках они найдут чтолибо полезное для себя. СОБЕСЛАВ ЗАСАДА ПНР, Краковтела скован в работе ногами, потому что, если левая, например, нажимает на педаль сцепления, правая из-за перераспределения веса принимает на себя дополнительную нагрузку. При правильном, глубоком положении тела водитель может свободно действовать обеими ногами. Сядьте дома в кресло и попробуйте проделать двумя ногами движения, имитирующие вращение педалей велосипеда. Если это удастся выполнить легко, значит центр тяжести у вас находится на сиденье. Свобода перемещения обеих ног очень важна в разных ситуациях. Например, для езды спортивно-раллийной, чтобы более плотно прижать тело к спинке сиденья, устанавливают левее педали сцепления на соответствующей высоте жесткую подставку, на которой покоится левая нога. Таким образом получаем удобную, надежную точку опоры, помогающую водителю прижать тело к сиденью. И нога близка к педали сцепления, в случае необходимости можно молниеносно нажать на нее. При спортивной езде это бывает нужно на извилистых трассах, где приходится часто и сильно тормозить. Таким способом водитель приобретает полную свободу рук,Удобное сиденьеЕсли автомобилем управляют попеременно люди разного роста, необходимо перемещать сиденье вперед и назад, а также изменять наклон спинки (поощряются даже собственные переделки). Спинка должна быть отклонена так, чтобы туловище, когда плечи плотно прижаты к ней, составляло тупой угол с бедрами. Хотелось бы, чтобы сиденье имело регулировку еще и по высоте, но это встречается только на самых дорогих автомобилях. На обычных машинах желательно тщательно подогнать сиденье, даже если придется прибегнуть к какимлибо переделкам. Абсолютно недопустимо подкладывать незакрепленные подушечки. Склонные к соскальзыванию, они представляют большую опасность. Я же вообще сторонник более низкой посадки водителя. Хорошемутолько при соответствующем положении за рулем. Это залог хорошего управления автомобилем. Правильная посадка дает, кроме необходимой свободы движений, еще возможность молниеносной реакции, позволяет избежать многих неприятностей. Под правильной посадкой нужно понимать: достаточно плотно прижатые к спинке сиденья плечи, почти вы-Этот рисунок (как и последующие) взят из книги С. Засады. На нем показаны правильная и неверная посадка водителя. прямленные руки, такое «углубление» в сиденье, чтобы центр тяжести тела водителя, включая ноги и руки, находился на сиденье. Вес всего тела должен восприниматься сиденьем и ни в коем случае не ногами или хотя бы одной из них. Ноги, как и руки, должны быть свободны. Даже опытный водитель при неправильном положенииТак надо держать руки на рулевом колесе: левая между 8и 10 часами, правая между 2и4 (если пользоваться общепринятыми обозначениями, заимствованными у циферблата часов).33 водителю не обязательно видеть передние крылья, чтобы отлично чувствовать габариты своего автомобиля. Единственным допустимым, по моему мнению, способом увеличения высоты посадки (если это крайне необходимо) является изготовление сплошного, плотно прилегающего чехла на все сиденье. Под этот чехол уже можно подложить подушки: прижатые чехлом, они будут составлять единое целое с сиденьем. Так или иначе, оно должно быть удобным, располагать к отдыху, как удобное кресло. Тогда водитель будет в нем полностью расслабленным и сохранит работоспособность в длительном путешествии.Рулевое колесоРулевое колесо необходимо держать обеими руками. Кроме очевидных моментов, когда приходится переключать передачи. Левая рука должна лежать между 8и 10 часами, правая — между 2и4 (как показано на рисунке). Эти обозначения, позаимствованные у циферблата часов, приняты во всем мире. Я пользуюсь таким расположением рук: левая между 9и 10, правая между 2и 3. Никогда не следует держать руль ниже его горизонтальной оси (обеими руками — р е д). Если рулевое колесо скользит в руках, это опасно. В таком случае рекомендуется обшить его кожицей или пользоваться мягкими перчатками. На соревнованиях езжу всегда в перчатках, даже увлажняю их со стороны ладоней, но не настолько, конечно, чтобы с них стекала вода. Это дает хороший эффект при большой скорости на коротких участках, особенно на горных и извилистых. Одним словом, надежное сцепление руки и рулевого колеса должно быть гарантировано всегда. В то ясе время являюсь решительным противником распространенных у нас в последнее время различных уродств, когда рулевое колесо обтягивают кусками меха, шкурками и вор•систыми тканями. Это все сыпется, линяет, сбивается в комья и вместо вспомогательного средства может стать причиной несчастного случая. Недопустимо наклоняться над рулем. Наклон тела вперед, без всякого сомнения, заставляет водителя опираться, «висеть» на руле. Это самое грубое нарушение. И здесь надо снова сказать о сиденье. Если это возможно, хорошо сделать к нему «боковинки», то есть увеличить высоту краев сиденья и спинки в области плеч водителя. Такое приспособление будет надежно удерживать его на поворотах и заставит не цепляться за руль. Может, однако, возникнуть вопрос: почему нельзя «висеть» на рулевом колесе? Не является ли оно дополнительной и удобной точкой опоры? Ответ простой: рулевое колесо ни при каких обстоятельствах не может служить точкой опоры. Висенье на руле — одна из распространенных ошибок, допускаемых водителями: многими при езде в городе, очень многими — на извилистых дорогах, почти всеми — в ситуациях трудных, особенно опасных. Это рефлекс ошибочный, вытекающий из неправильного положения за рулем. Итак: непременным условием хорошего вождения является правильная посадка. Некоторые молодые люди любят порисоваться «умением» управлять автомобилем одной рукой. Например, выставленный локоть одной руки в опущенное окошко должен красноречиво подчеркивать, что водитель «превосходно овладел» автомобилем, умеет вести его без труда и напряжения. Вспоминаю время, когда и мне казалось, что единственным способом поразить знакомых своим мастерством было положить локоть на окошко, руль держать одной рукой, да еще' в самой нижней точке или в верхней. Умудрялся не снимать руку с окошка на поворотах и даже при переключении передач. В эти моменты руль бросал совсем. Выл собой чрезвычайно доволен и горд. Очень трудно было ездить, когда стал отучаться от неправильных привычек — требовалось много усилий и выдержки. Сейчас управление автомобилем для меня стало наилучшим отдыхом. Имею в виду поездки туристические, а не ралли или гонки. Всегда сижу на соответствующем отдалении от руля и всегда держу его обеими руками. Никогда не отношусь пренебрежительно к вождению и управляю автомобилем с подобающим вниманием. Никогда не стараюсь покрасоваться перед другими.Ремни безопасностиОб этом приспособлении в последние годы написано чрезвычайно много — оптимистично ис энтузиазмом, равнодушно и даже отрицательно. Ремни безопасности выполняют две функции: обеспечивают защиту от травм в случае аварии и помогают лучше водить автомобиль. Я определенно за ремни. В повседневной езде их вторая роль не так уж необходима. Но в езде быстрой и спортивной, с ее торможениями, заносами и разгонами, ремни необходимы. Они бывают двух- и трехточечного крепления. Следует помнить: силы, действующие на ремни безопасности в момент аварии, настолько велики, что их крепление к кузову и стойкам автомобиля должно быть самого высокого качества. Ремни следует застегивать плотно, иначе при резком торможении, когда водителя резко бросает вперед, можно сломать ребра, такие случаи были. Очень внимательно следует отнестись к совместной подгонке сиденья и ремней безопасности. Важно сделать так, чтобы водитель, застрахованный от перемещений вперед ив стороны, тем не менее сохранял полную свободу в управлении всеми нужными устройствами автомобиля. Ремни безопасности — не безупречное средство спасения при авариях, В девяноста с лишним процентах случаев они спасают нас от увечий и даже сохраняют жизнь. В нескольких же оставшихся процентах — ремень безопасности может послужить причиной травм или привести к трагическим последствиям. Но это только в нескольких случаях, поэтому советую всегда ездить в ремнях безопасности. Однако для меня, повторяю, они представляют нечто иное. Не думаю об аварии, когда застегиваю ремни. Думаю о том, чтобы хорошо и удобно было вести машину, чтобы тело было крепко притянуто к сиденью и спинке, чтобы сохранялась полная свобода в действиях ног и рук. Ремни безопасности уже не раз спасали мне здоровье и жизнь. Год 1966-й. Ралли на Висле. Развилка на автостраде под Забже входила в трассу скоростной гонки. Много закруглений и крутых поворотов. Еду на «Штеерпухе» с женой Евой в качестве штур- |^> мана. Последняя изюминка состязания — поворот под углом в 180° с узкой дорожки на полосу автострады. Шершавый бетон препятствует скольжению. И все же не сумел удержаться. Словно в замедленной киносъемке машина переворачивается вверх колесами. Скользим еще несколько метров на брезентовой крыше, повиснув вниз головой на ремнях. Группа болельщиков оказала нам помощь. Вообразить трудно, что бы с нами произошло, если бы не ремни. Выдержали бы наши головы? Даже в шлемах? Другой случай. Год 1967-й. Горная гонка «Коль д'Изеран» считае'хг самой опасной. На автомобиле «Порше» тренируюсь с Ричардом Новицким — готовимся к французскому ралли «Альпийский кубок». Поднимаемся уже в восьмой раз. Машина идет великолепно. Часто поглядываем на спи- %,,. дометр — 150 км/час. Справа — скалы, слева — крутой обрыв. Описываем плавную правую дугу. Поворот сужается, и тут вырастает в моих глазах идущий с горы черный «Ситроен ДС 21». Едет серединой. Водитель «Ситроена» имеет достаточно места ни своей, правой стороне. Однако он не делает ничего, чтобы дать нам возможность проехать. Торможу изо всех сил, а потом принимаем ил себя тяжелый удар. Поворачиваю сколько возможно вправо, на скалу. Треск сминаемой правой стороны нашего автомобиля и секундой позже — удар в левое переднее крыло от «Ситроена». «Порше» намного прочнее «Ситроена». У того левая сторона сорвана полностью — целиком отлетели крылья, сильно повреждены обе левые двери. А К счастью, мы были в ремнях. Си ль- ' нейший удар при встрече со скалой не принес нам никаких повреждений. Не хочу даже в мыслях представить, что стало бы, если... На дороге не было ограничений в скорости. Ехал абсолютно в рамках правил. Полностью виноват встречный водитель. Но у меня свои соображения на этот счет. Считаю, что была тут и моя бесспорная вина. Хотя и отсутствовало ограничение скорости, непозволительно нагонять страх на других. В этих конкретных условиях не удивляюсь беспомощности водителя «Ситроена». Он неожиданно увидел мчащийся на него красный снаряд. Увидел абсолютно неожиданно, и это полностью парализовало его действия. С правой стороны от него разверзлась бездна. Ощутив себя обреченным, он сдался на^ч волю случая. V Нужно помнить, что дороги предназначены для всех. И для тех, кто ездит хорошо, и для тех, кто ездит слабее. Старайтесь никогда не забывать это. Продолжение — в июньском номере журнала34