ПОЧТА «ЗЕЛЕНОЙ ВОЛНЫ»Продолжая разговор об авторитете дорожных знаков («За рулем», 1972, М 4), хочу отметить, что у нас в Киргизии в последнее время стали гораздо ответственнее относиться к их расстановке. Автомагистрали республики освобождаются от неоправданных ограничений. Кажется, наступило время водителям вздохнуть посвободней, не тормозить понапрасну и работать, более производительно. Но тут для скорости появилась совсем уж неожиданная помеха. Ею оказался... патрульный вертолет ГАИ. Шестьдесят километров, отделяющие Токмак от Фрунзе, по отличной широкой автомагистрали можно проехать за час. Кто-то движется медленно. Его, соблюдая правила, обгоняют, и транспортный поток катится с достаточно высокой средней скоростью. Но вот появился над трассой воздушный патруль, и картина резко меняется: водители уже боятся обгонять даже тех, кто еле движется, — дорожный надзор наказывает почти за каждый обгон; скорость потока падает, и вместо часа на дорогу уходит два. Видимо, и в ГАИ находятся перестраховщики. Мне кажется, что мириться с такой тенденцией не следует: ведь автомобиль все-таки создан для быстрой езды. Я сам работаю на ЗИЛ-130, и держать 60—70 км/час на этой машине легко, как песню петь, а вот 25—40мучение. И автоинспектору надо воспитывать у участников движения уверенность в том, что обгон, конечно грамотный, без нарушений, — маневр не предосудительный, а необходимый, если он диктуется дорожной обстановкой.г. Фрунзе Г. ГЕИДЕБРЕХТ, водительДУМАЛ, ЧТО ПРОСКОЧУ..Дело по обвинению водителя Валерия Радченко народный суд г. Бендеры рассматривал в выездном заседании по месту работы подсудимого. «Красный уголок» городского электросетевого предприятия, где проходил процесс, был переполнен. Когда в зал вошел один из пострадавших, поседевший, измученный увечьем человек на костылях, женщины жалостно завздыхали. Однако при появлении под конвоем подсудимого среди присутствующих снова прошелся шепоток сочувствия: вот, мол, беда свалилась на парня. Свалилась ли? А не сам ли он ее накликал? ...В то утро 18 августа в доме Рассохиных было приподнятое настроение. Из Кирова к родителям приехал сын Лев, заглянул и родственник Семен Донченко. Приближалась годовщина битвы за Кицканский плацдарм, что под самым городом, дата для главы семьи Николая Кузьмича Рассохина, участника Отечественной войны, майора в отставке, очень важная. Мужчины единодушно решили отправиться на мотоцикле к обелиску Славы, только что сооруженному на месте боев. Поездка эта была прервана трагическим образом. Сейчас на лице Николая Кузьмича глубокая печаль. Человек, прошедший войну, переживший все ее ужасы, теперь, в мирное время, чуть бессмысленно не погиб, почти потерял сына, похоронил фронтовика тестя. С трудом вспоминается, как все произошло. Проехали улицу Ленина, стали приближаться к перекрестку с улицей Московской — Донченко в коляске, Николай Кузьмич сзади, за спиной сына. Вот уже и перекресток, как вдруг слева наперерез грузовик... Происшедшее восстанавливается по частям со слов свидетелей. Ефросинья Синькова, дом которой рядом, услышав на перекрестке взрыв, увидела, как мотоцикл впечатался в автомобиль и вспыхнул: — Старик стоял и горел, как факел, я ему бросила мокрую тряпку. Он отбивался от огня. Другой лежал без ноги... Ему ногу отрезало. Это ужасно, ужасно... Георгий Лазаревич, старший научный сотрудник картинной галереи, возле которой произошла трагедия: — Когда я выскочил, мотоцикл был в огне, а люди метались, объятые пламенем. Водитель мотоцикла хотел встать, но упал тут же. Его тушили. У него нога перебитая висела... На нем волосы горели, кожа сворачивалась... Фельдшер «Скорой помощи» Софья Козлова и на суде спустя столько времени не может говорить спокойно: — Я медработник, видела всякое. Но тот ужас не могу забыть — горящий человек протягивает руки, просит помощи... Кто же виновник трагедии? Радченко Валерий, водитель третьего класса, проработавший за рулем три года. — Ехал по улице Московской, видел знак «Главная улица», видел и мотоцикл, но думал, что проскочу... Вот и все объяснение — «думал, что проскочу». А если нет? Об этом не думал. В его талоне предупреждений уже две просечки: одна за запрещенный обгон, другая — за неправильный проезд через площадь. Причем в последнем случае Радченко тоже не пропустил машину, имевшую преимущество проезда. Сказать, что он не усвоил правила движения, нельзя. Видимо, корень зла в том, что молодой человек просто не приучен их уважать, всегда и во всем следовать им неукоснительно. Разумеется, он слышал, что автомобиль — источник повышенной опасности. Какие-то слова о транспортной дисциплине говорили, вероятно, и на шоферских курсах, об этом напоминали и работники милиции. Но, как видите, этого оказалось недостаточно. И только ли для него? Чтобы получить любую рабочую специальность, сейчас нужно проучиться в профессионально-техническом училище дватри года. Однако, чтобы стать шофером, почему-то достаточно трех-четырех месяцев учебы, притом нередко даже не в стационаре, а на всякого рода курсах. Можно ли за столь малое время воспитать в человеке необходимые для этой профессии качества, не только деловые, но и моральные? Думаю, нет. Остается надеяться, что воспитается он уже за рулем. Проводилась ли среди водителей электросетевого предприятия воспитательная работа — сказать трудно. Но терпимое отношение к нарушителям дисциплины за рулем выявилось на суде со всей очевидностью. Начальник производственного отдела инженер В. Вотинцев выступал на суде в качестве общественного обвинителя. Но осуждающих слов от него мы не услышали. Он старательно оправдывал своего водителя. Тут были названы и его семейные неурядицы, подчеркивалось, что Радченко в этот день проработал 11 часов вместо восьми. Закончил «общественный обвинитель» свою речь патетическим возгласом: «С Радченко случилось несчастье. По-другому это назвать не могу». А в задних рядах сидят водители. Они согласно кивают головами: так оно и есть, несчастный случай, за что же тут судить, с кого спрашивать? В горе и обиде слушал все это, склонив седую голову, Николай Кузьмич Рассохин. Когда его спросили о претензиях к подсудимому, он только развел руками, всем своим видом говоря: верните мне утро 18 августа! Оглашается приговор: Радченко Валерий за грубое нарушение Правил движения, что привело к гибели одного человека и тяжким телесным повреждениям двух других, приговорен к5 годам лишения свободы. Ему запрещено управлять транспортными средствами и после отбытия наказания в течение трех лет. П. ДОВГАЛЬ, юрист 2-го класса Молдавская ССР, г. БендерыКаждый из водителей не раз встречал перед указателем «Пост ГАИ» знаки, ограничивающие скорость движения. И хотя вечером и ночью на посту, как правило, никого нет, проезжающий мимо все равно нажимает на тормозную педаль. Зачем это? Неужели трудно выставить тут временные знаки, когда они понадобятся, или ограничить время действия знака табличкой? А вот другая картина. Гладкий, как стеклышко, асфальт, обновленная обочина, а на ней, словно чтобы не было сомнений, что тут плодотворно потрудились дорожники, знаки «Дорожные работы», «Сужение дороги», «Скорость 10 км/час», забытые после i окончания ремонтных работ. Вообще любителей переборщить с введением ограничений и запрещений встречается еще слишком много. Об этом уже писалось в журнале. Почему-то обычным стало ограничение скорости до 30—40 км/час на автомагистралях, пересекающих мелкие населенные пункты, в то время как на самых многолюдных улицах крупных городов разрешена вдвое большая скорость. Где тут логика? Мне кажется, пора перейти от слов к делу и убрать с дороги неоправданные ограничения и запрещения.Д. .КОТЕЛЬНИКОВ г. Ленинград28