Прежде чем доверишь рульОбычный квартальный отчет «по нарастающей». Прощелкали клавиши электромеханической машины, и вот они — цифры: в течение года в области случилось 1302 дорожно-транспортных происшествия, 233 человека погибли и 1224 получили ранения. Обычный отчет, но привыкнуть к этой драматичной статистике невозможно. За каждым происшествием большое горе, невосполнимый ущерб. По долгу службы пересчитываю человеческие потери в рубли {ученые вывели и такие переводные коэффициенты), суммирую их с прямыми материальными убытками от разбитых автомобилей и поврежденных грузов. Получается внушительная сумма — около 4 миллионов рублей. Инженеры-сметчики дали справку: на эти деньги можно построить пять 70-квартирных домов или 11 детских садов для 3000 ребятишек, пять автоматических телефонных станций на 10 000 номеров каждая или... Да что там говорить, много хорошего можно было бы сделать. Сегодня все государства мира, многие международные организации бьются над решением проблем, связанных с комплексом «человек — автомобиль — дорога». Есть и успехи, конечно, однако в крупнейших «автомобильных державах» автомобилизация породила неразрешимые пока что транспортные кризисы, резкое падение скорости передвижения, чрезмерное загрязнение воздуха отработавшими газами, шумы, достигающие болевого порога чувствительности, и т. д. и т. п. В нашей стране, где забота о жизни и здоровье людей, повышении их благосостояния — генеральная линия деятельности Коммунистической партии, автомобилизация осуществляется планомерно, в комплексе с широкой программой мероприятий, исключающих превращение ее отрицательных сторон в национальное бедствие, Вопросы безопасности движения стоят в центре внимания ряда научно-исследовательских институтов, лабораторий. Совершенствование правил дорожного движения, повышение уровня его организации на научной основе, конструирование транспортных средств с учетом факторов, влияющих на безопасность езды, развитие сети автомобильных дорог — все это осуществляется в последние годы на наших глазах. Свидетельством постоянного контроля за автомобилизацией является недавнее правительственное постановление о мерах по дальнейшему повышению безопасности движения. Однако в комплексе предпринимаемых нами мер одно из звеньев как-то незаметно-незаметно стало отставать. Я говорю о водительских кадрах. К сожалению, длительное время их подготовка велась довольно примитивно, по очень узкой программе. Сейчас объем программы по обучению шоферов-профессионалов увеличен практически вдвое. Это хорошо. Но, положа руку на сердце, надо сказать, что на безопасности движения это обстоятельство заметно не сказалось. Отчего? Оттого, на мой взгляд, что, определив, чему учить водителя, мы не решили до конца вопроса, кого учить и как учить. Отбор кандидатов для работы за рулем только по состоянию здоровья (хорошее зрение, слух и т. п.) явно не соответствует современным условиям движения. Сегодня водителю в значительно большей мере, чем раньше, должны быть присущи такие качества, как твердая воля, дисциплинированность, быстрота реакции и ориентировки в аварийной ситуации и многие другие, которые относят к разряду психофизиологических. Практика показывает, что часто именно отсутствие их становится непосредственной причиной происшествия или мешает предотвратить его. Вот один из примеров. У автомобиля МАЗ на городской магистрали отказали тормоза. Набирая скорость, тяжелый грузовик приближался к перекрестку с интенсивным движением. Шофер испугался, выпрыгнул из кабины, попал под задние колеса и погиб. А пассажир не растерялся, взял руль, несколькими верными маневрами сумел избежать столкновения на перекрестке и, проскочив его, направил автомобиль в боковую улицу. Почти погасив скорость, МАЗ наехал на дерево и остановился. Что спасло многих людей от гибели? Самообладание, сообразительность, чувство ответственности и долга, даже мужество человека за рулем. Другой пример. В нашей области каждое третье происшествие совершает пьяный шофер. В течение года более 4000 водителей мы лишаем водительских прав за управление транспортными средствами в пьяном виде. Все они идут на сознательное нарушение правил, и им не хватает не профессиональной подготовки в узком смысле слова, а необходимых для этой профессии качеств. Мораль: основываясь на статистике дорожных происшествий и многолетней практике, можно с уверенностью утверждать: привить уважение к законам дорог, воспитать дисциплинированность у людей несобранных, теряющихся перед трудностями, безвольных — задача бези+адежная, м надо сделать так, чтобы они просто не имели никакой возможности стать шофером, пусть овладевают другими специальностями. Психофизиологический отбор может стать в этом отношении заградительным фильтром. Мы говорим об этом уже давно, м пора наконец нашим ученым разработать и предложить нам критерии и методику проверки психофизиологических качеств будущих водителей. В то же время возможности человека в управлении машиной далеко не безграничны. Не случайно конструктивные изменения в новейших моделях наших