И НАЗВАЛИ ЕГО «АУТОМ»О первых шагах добровольного общества автомотолюбителей ЭстонииВетераны, безусловно, помнят, а молодежь, наверняка, слышала или читала, что на заре автомобилизации существовало в нашей стране добровольное общество содействия развитию автомобильного и дорожного дела. Его усилия в борьбе с бездорожьем, его помощь в строительстве первых автомобильных и тракторных заводов, в налаживании курсов и школ по подготовке водителей не пропали даром, о делах «Автодора» и сегодня говорят с уважением. В наши дни «автомобильное дело» страны по масштабам производства, по размаху конструкторских и исследовательских работ вышло на новый, очень высокий рубеж. И сегодня ему нужна помощь иного рода — содействие в борьбе с дорожными происшествиями, в работе по повышению безопасности движения. Прежде всего —- среди автолюбителей и мотоциклистов. Ведь в нынешней пятилетке в индивидуальное пользование будет продано около 3 миллионов автомобилей, в шесть раз больше, чем за прошедшие пять лет. Прибавьте к этому несколько миллионов мотоциклов, и вы поймете, в какой степени безопасность движения на дорогах зависит от мастерства этой категории водителей, по вине которых уже сейчас происходит более трети всех дорожных происшествий. Не раз писалось, что повышению квалификации автомотолюбителей, расширению кругозора в области безопасности движения мешает их разобщенность, отсутствие объединяющей и представляющей их интересы организации. Сейчас сделаны первые шаги к ее созданию. Советы Министров ряда союзных республик приняли, а другие готовятся принять решения об учреждении добровольных обществ автомотолюбителей. Как во всяком новом деле, возникла масса вопросов о характере, задачах, правах и обязанностях таких обществ. Вопросы ставят и читатели журнала. Вот почему, узнав, что в Эстонии общество уже создано, утвержден его устав и накоплен некоторый опыт работы, мы направились туда. Нашему корреспонденту отвечает заместитель министра внутренних дел республики Александр Михайлович МАРТИН.Еще несколько лет назад объедине-, ние авто- и мотолюбителей в какую-то организацию не было столь злободневной проблемой. Видимо, необходимость в ней возникает при определенном и достаточно высоком уровне автомобилизации. Так ли это? И что в этой связи можно сказать об «автомобильной» Эстонии? Эстонская ССР имеет очень развитую сеть автомобильных дорог. В этом смысле она занимает одно из первых мест среди наших республик. Достаточно привести, например, такие характеризующие плотность сети в Эстонии цифры: протяженность дорог с твердым покрытием составляет 386 километров на каждые 1000 квадратных километров территории и 13,3 километра на каждую 1000 жителей. Но, как говорят, у каждой медали есть две стороны. Обеспеченность дорогами облегчает решение многих вопросов по организации движения, делает его бесперебойным, высокоэкономичным. В то же время разветвленная дорожная сеть создает определенные трудности в надзоре за движением, глаз автоинспекции порой уже не хватает, приходится рассчитывать а основном на высокую сознательность и дисциплину водителей, на их самоконтроль и благоразумие. За последние годы значительно вырос парк личных автомобилей и мотоциклов в Эстонии, вы поймете, ««к дисциплина автомотолюбителей влияет ныне на климат дороги, когда я сообщу, что (индивидуальные владельцы составляют сейчас в Эстонии 71 процент всех водителей вообще, и эта цифра (имеет тенденцию к дальнейшему росту. Она, конечно, не огорчает нас, наоборот: ведь в ней проявляется дальнейшее улучшение благосостояния, повышение уровня жизни наших людей. Тревожна другая тенденция: по темпам роста дорожные происшествия обгоняют парк личных машин. За последние три года количество индивидуальных легковых автомобилей в республике увеличилось на 32 процента, а аварий, совершенных автолюбителями, — на 43 процента, В этой обстановке дело повышения квалификации водителей-любителей (Приобрело неотложный .характер. Таковы предпосылки, при которых Совет Министров Эстонской ССР принял решение о создании в республике добровольной общественной организации автомотолюбителей — общества «Аутом», возложив общее руководство им и контроль за его деятельностью на Министерство внутренних дел республики. Каковы в общих чертах задачи общества и его структура и почему его создали при МВД? Не знаю, вольно или невольно вы объединили эти два вопроса, но они в самом деле тесно взаимосвязаны, и, как говорят, одно определило другое. Ф ор ­ мулируя цели «Аутома», его Устав, учредители на первое место поставили задачу повышения знаний трудящихся по дорожному движению и мастерства вождения транспортных средств, содействие улучшению организации дорожного движения. Иными словами, да это ясно и из сказанного выше, основными были соображения безопасности движения. А здесь, как вы понимаете, Министерство внутренних дел самая заинтересованная сторона. Органы МВД не только отвечают за безопасность на дорогах, они занимаются анализом причин дорожных происшествий, разрабатывают практические мероприятия по их профилактике, осуществляют контроль за качеством подготовки водителей. Стало быть, им лучше других видны наши больные ме- ,* ста, они точнее могут определять глав- *"' ные направления и важность тех или иных участков работы, конкретнее руководить такого рода деятельностью. Сказанное не означает, что наше решение единственно правильное. Вероятно, в других республиках могут представиться и иные возможности. Но мы решили пойти таким "путем. Выше названы, разумеется, не все задачи «Аутома». Его работа носит клубный характер, а раз так, то делом общества является и развитие автомототуризма среди его членов, руководство техническим творчеством авто- и мотолюбителей, оказание им практической помощи в обслуживании транспортных средств и всякой другой. Теперь о структуре общества. Низовыми его организациями являются автомотоклубы и секции. Клубы создаются в городах республиканского подчинения ил районах и должны иметь не менее 50 Ш членов (членский взнос — 3 рубля в год). На предприятиях, стройках, в учреждениях, где есть более 10 членов общества, совет клуба может создавать секции. Высшим руководящим органом автомотообщества является республиканская конференция, которая созывается не реже Чем раз в пять лет, а в период между (конференциями — республиканский совет. Совет заседает один-два раза в год, в остальное время, иными словами изо дня в день, деятельностью общества руководит президиум совета, 8 нашем совете 42 человека, в президиуме — 11. Председателем президиума является (на общественных на» чалах, разумеется) начальник Управления автомобильных перевозок Министерства автомобильного транспорта и шос- * сейных дорог Освальд Каерлепп, одним Ш из его .заместителей — .начальник Госавтоинспекции Эстонии Хеллат Румвольт. С чего же начало «Аутом», каковы его первые дела и планы на будущее? В настоящее время «Аутом» уже насчитывает около 6500 членов, его автомотоклубы созданы в 11 городах и районах республики. Поскольку Устав общества был утвержден правительством республики только в августе, время до конца 1972 года ушло на решение всяких организационных вопросов, подбор кадров, получение помещений. Вопросы эти, понятно, не сняты с повестки дня, ими предстоит заниматься ив дальнейшем, но и времени у нас на раскач- •. ку нет, говоря военным языком, разво-ы рачиваться приходится на марше — дело не терпит, Я уже говорил о том, что в республике отмечается рост аварий по вине автолюбителей и что эти тревожные симптомы связаны с ростом автомобильного парка. Выяснилось и другое: автомобилисты, которые благополучно и не один год ездили на машинах старых моделей, оказались недостаточно подго-24