И III пленуму ЦК ДОСААФ СССРНИ ДНЯ БЕЗСТАРТОВ !Омский орденов Ленина, Октябрьской Революции и Трудового красного Знамени моторостроительный завод имени П. И. Баранова. Сейчас, когда коллектив предприятия стремится ознаменовать третий, решающий год пятилетки новыми успехами, в том числе довести выпуск коробок передач для «москвичей-412» до 220 тысяч, идет всесторонний поиск резервов повышения производительности труда. Надежный помощник здесь — организация активного отдыха работников завода, их физическая закалка. Новым содержанием наполнился этот раздел социального развития предприятия с развертыванием работы по комплексу ГТО. Сдачу нормативов здесь не считают самоцелью. Главное — привлечь к регулярным занятиям физкультурой и спортом как можно больше тружеников завода, и прежде всего молодежь. Всей этой работой руководит специальная комиссия, в которую вошли представители профсоюзной и комсомольской организаций, совета физкультуры и спорта, комитета ДОСААФ, спортивно-технического клуба, учебного пункта, медики. Подобные комиссии действуют во всех цехах предприятия., Таким образом, внедрение ГТО в жизнь стало у моторостроителей делом всеобщим. Подлинным цехом здоровья является здесь заводской спортивный комбинат «Красная Звезда». К услугам рабочих предприятия — прекрасные залы для гимнастов, баскетболистов, борцов, футбольные и хоккейные поля, легкоатлетические дорожки и секторы, стрелковый тир. Ежедневно опытные тренеры и инструкторы проводят занятия в .секциях по 22 видам спорта. в большом почете у моторостроителей автомотоопорт. — Ежегодно мы проводим более 20 соревнований по мотокроссу, — рассказывает начальник спортивно-технического клуба М, Горошко. — Активно у нас работают и секции картинга, автомногоборья, фигурного вождения мотоцикла. Сейчас стремимся к тому, чтобы каждый наш спортсменводитель сдал нормативы третьей ступени ГТО «Сила и мужество». На предприятии придуманы интересные формы спортивной работы. Это и заводские спартакиады, комсомольско-профсоюзные кроссы, спартакиады призывной молодежи. Не забыты и учащиеся подшефных школ. Увлекательно прошел недавно спортивный конкурс «Сила, ловкость, быстрота», напоминающий «веселые старты» по телепередачам из ГДР. Команды трех школ вместе со своими болельщиками соревновались в умении преодолевать полосу препятствий, стрельбе из пневматической винтовки и других военноприкладных элементах. Действия участников строго оценивало специальное жюри во главе с директором завода Героем Социалистического Труда П. Григорьевым. «Ни дня без стартов!» — под таким девизом внедряется у моторостроителей комплекс «Готов к труду и обороне СССР». Только за два первых месяца нынешнего года право надеть этот значок здесь получило более 500 человек. Многие рабочие завода, начав с овладения нормативами комплекса, пришли в итоге в спортивные секции, не мыслят себя без соревнований. Спорт, а также экзамен комсомольцев и молодежи по физической и военно-технической подготовке помогают после трудовой недели приумножать энергию, серьезно и систематически укреплять здоровье, набираться бодрости, жизнерадостности. Этот необычный автомобиль спроектирован в Харьковском художественно-промышленном институте по заданию Волжского автомобильного завода. В легковом фургоне предусмотрен полный комфорт для туристов, допускаемый техническими возможностями базовой машины. Вопрос о создании специального туристского автомобиля встал в повестку дня в связи с увеличением парка личных машин. Развитие автотуризма привело уже к увеличению выпуска легковых автомобилей с кузовом типа «универсал». Но это лишь частичная мера. Являясь по существу модификацией базового легкового автомобиля, универсал дает розможность только разместить груз. Все большую популярность у любителей автомобильного туризма за рубежом приобретает новый тип автомобиля, получивший название «кемпер». (В некоторых странах машины этого типа называют также «мотор-караванами». Мы предпочтем более короткий термин.) Однако, знакомясь с выпускаемыми там образцами, можно заметить, что коммерческие соображения заставляют фирмы искать компромиссные решения, идущие в ущерб назначению новых машин.' Это, например, проявляется в создании кемперов на базе устаревших моделей, :-:е имеющих сбыта. Естественно, что такой автомобиль будет иметь недостатки, которые отразятся на его экономичности, мобильности и т. д, В основу конструктивного решения кемпера, выполненного в Харьковском художественно-промышленном институте (авторы Г. Байматов, Б. Войно-Данчишен, И. Гальчинский, В. Гапиенко), легли следующие аргументы. Во-первых, базой для кемпера должен служить самый массовый легковой автомобиль. Это положительно скажется на стоимости его производства, обслуживания, облегчит водителям освоение конструкции новой машины. Во-вторых, поскольку такой автомобиль в основном, надо полагать, будет работать в системе индивидуального проката с ограниченным сроком пользования, его бытовые функции, комфорт приобретают главное значение. Прокат не ограничивает другие возможности кемпера. Ведь такой автомобиль можно использовать в экспедиционных и других целях. В-третьих, кемпер по возможности должен быть легко управляемым компактным автомобилем, чтобы автотуристу не пришлось перестраивать водительские навыки. Художники-конструкторы из Харькова спроектировали кемпер, позволяющий при малых внешних размерах обеспечить нормальные жизненные условия четверым туристам, на базе узлов автомобиля «Жигули». Внутреннее помещение кемпера состоит из четырех зон: места водителя, жилого салона высотой 1900 мм, кухонного отсека и туалета, которые соответственно оборудованы холодильником, кондиционером воздуха, обогревателем салона, газовой плиткой, емкостями для запаса воды и хранения продуктов, шкафами для постельного белья, одежды, снаряжения и другими элементами. Отделка интерьера предусматривает1 применение современных практичных материалов, а меблировка состоит из удобных трансформируемых предметов. Вход в салон — с правой стороны автомобиля через раздвижные двери. Пассажирское кресло, которое находится рядом с водителем, может разворачиваться на 180°, вписываясь в пространство салона. Полезный объем кемпера 12,6 м3 . Его длина 4250 мм, ширина 1850 мм, высота 2200 мм. Снаряженный вес 1500 кг. Конструкция кузова (в основном из пластмассы) в зависимости от погоды позволяет максимально раскрывать его или, напротив, обеспечивает достаточную изоляцию от внешней среды. Плоскости кузова сопряжены плавно, сохраняя четкие контурные линии. Такая форма кемпера имеет ряд преимуществ: рационально обеспечивает формирование внутреннего объема, выгодна в эксплуатационном отношении, в частности удобна для мойки, позволяет легко исправлять повреждения. К отличительной особенности экстерьера кемпера можно отнести еще одно качество — раскрывая в своей форме функциональное назначение, он все же сохранил внешнее стилистическое единство с базовой моделью — автомобилем «Жигули». Кемпер на базе «Жигулей» — опытная работа Харьковского художественно-промышленного института. Всесоюзный научно-исследовательский институт государственной патентной экспертизы ВНИИПГЭ признал кемпер промышленным образцом и выдал на него свидетельство. В. ВОЙНО-ДАНЧИШЕН, руководитель проекта г. Харьков20