О б одностороннем поршнейизносеПри нерабочих ходах, иогда поршень движется к верхней мертвой точке, сила N действует на другую сторону поршня (рис. б). Величина ее при этом меньше (у М-72 — 14 нг), чем при рабочем ходе, и поэтому меньше износ поршня и цилиндра. Вес поршня и часть веса шатуна столь малы по сравнению с действующими силами, что их влияние на износ почти неощутимо. Таким образом, независимо от положения цилиндра более интенсивный с одной стороны износ поршня и цилиндра обусловлен кинематикой кривошипно-шатунного механизма.«В двигателях с горизонтально расположенными цилиндрами быстрее изнашивается нижняя часть поршней. По-моему, это происходит от влияния собственного веса поршня, увеличивающего трение, а стало быть, усиливающего износ. Не стоит ли отказаться от такой схемы двигателей?» — спрашивает Л. Ивотской из г. Ахтырка. Ваше предположение о том, что оба поршня в двигателях с горизонтальными оппозитно расположенными цилиндрами (они применяются на всех отечественных тяжелых мотоциклах) изнашиваются снизу, а в вертикальных цилиндрах износ поршней равномерный,—Причины неустойчивой работы«После- года безупречной службы двигатель моего «Москвича-412»" стал весьма неустойчиво работать на мал ых оборотах. Обычная регулировка холостого хода не дала результатов. Помогите, пожалуйста, определить причину этого малоприятного явления и подскажите, к ак его устранить» — с такой просьбой обратился к нам автолюбитель В. Степанов из Кемерово. Ставить заочно точный диагноз, а тем более, рекомендовать методы «лечения» двигателя — сложная задача. Поэтому лишь укажем несколько наиболее вероятных причин неравномерной работы мотора на малых оборотах холостого хода. Начнем с более простых. Прежде всего надо проверить крепление впускного коллектора и карбюратора на двигателе изатяжку болтов, соединяющих поплавковую камеру со смесительной. Гайки и болты нужно подтягивать крест-накрест и равномерно. Если это не помогло, потребуются более сложные операции. Неравномерность работы двигателя может быть вызвана засорением топливного или воздушного жиклеров холостого хода в первичной камере карбюратора или каналов холостого хода, а иногда тем, что недостаточно хорошо завернуты воздушный или топливный жиклеры холостого хода. Способы устранения этих причин — в самом их определении. Надо только быть весьма аккуратным, вторгаясь в сложный и точный прибор — карбюратор. Ни в коем случае не следует прочищать жиклеры проволокой или иглой — допустимо лишь промывать их в бензине или ацетоне и продувать сжатым воздухом. Иногда причина кроется в неисправности или нарушении регулировки приборов зажигания. Сначала проверяют свечи — зазоры между их электродами (0,6—0,75 мм), наличие нагара, состояние наконечников и проводов высокого напряжения. Затем — прерыватель. Убеждаются в достаточном (0,35—0,45 мм) зазоре между контактами и их чистоте, отсутствии трещин и грязи на бегунне и крышке. Обязательно проверяют, не ослабла ли пружина рычажка прерывателя. Начало размыкания требует усилия не менее 400 г. Замер ведется динамометром, закрепленным на рычажке возле контактов. Исправен ли конденсатор/ Он тоже влияет на равномерность работы мотора. Последнее что нужно проверить в системе зажигания — катушна высокого напряжения. Это может сделать лишь квалифицированный специалист при помощи специального оборудования. И наконец, чисто механические причины — уменьшение зазоров между торцами наконечников и стержнями клала-. нов (этот зазор должен быть 0,15 мм 1 при температуре двигателя 15—20° и 0,2 мм при 80° С). Не нужно бояться слабого стука клапанов. Если он не слышен в салоне или при закрытом капоте — значит, зазор не превышает нормы. Возможна и потеря герметичности клапанов. Определить это можно при помощи компрессометра. Если прибор действительно зафиксирует разницу между компрессией в цилиндрах, придется снять головну и притереть клапаны.Х орошои для « з апорожцев ^Подходят ли для двигателя -Запорожца» моторные и трансмиссионные масла, предназначенные для автомобилей ВАЗ? Этот вопрос задают автолюбители В. Членов из Магнитогорска, Э. Эзрохин из Серпухова и многие другие владельцы ЗАЗ-965 и 966. Отвечают работники Мелитопольского моторного завода. На Мелитопольсном моторном заводе, выпускающем двигатели «запорожцев» всех моделей, были проведены длительные испытания для выяснения пригодности моторных и трансмиссионных масел «Жигулей» применительно к нашим силовым агрегатам. После этих испытаний можно с уверенностью рекомендовать владельцам «запорожцев» заливать в двигатели, масло М12Г № 8 летом и М8Г № 9 зимой (оба по ТУ 38-1-267-69). Равноценны им масла М12ГИ и М8ГИ (ТУ 38-1-01-70), отличающиеся композицией присадок. Сроки замены масел перечисленных марок для «запорожцев» увеличиваются до 6 тысяч километров. Хорошо зарекомендовало себя в коробках передач ЗАЗ трансмиссионное масло «Жигулей» ТАд-15 (ТУ 38-1-274-69). Обратите внимание на номера ТУ. Дело в том, что на АЗС могут одновремен-но быть в продаже масла, имеющие одинаковую маркировку, но различные качества. Например М12Г ТУ 38-1-267-69 для карбюраторных и М12Г ТУ-38-1-211-68 для дизельных двигателей, которые, понятно, далеко не равноценны. Поэтому спрашивайте на АЗС масла № 8 или № 9 ТУ 38-1-267-69. Предупреждаем — всесезонные масла М10Г № 10 и М10ГИ (соответственно ТУ 38-1-267-69 и 38-1-01'-70) н г «запорожцах» применять не следует. ГГррг испытаниях они вызвали значительное отложение нагара в камерах старении' и: на свечах.I//II//«Схема действия сил на поршни: а — при рабочем ходе; б — при обратном. Р — сила давления газов; Р ш — сила, действующая на шатун; N — боковая сила; Р м — сила действия маховика коленчатого вала. неверно. При рабочем ходе, когда поршень испытывает наибольшую нагрузку, сила давления газов раскладывается на две составляющие: одна действует вдоль шатуна, другая — на боковую поверхность поршня, прижимая его к цилиндру (рис. а). В левом цилиндре это нижняя по отношению н земле сторона, в правом — верхняя. Боковая сила N, например, а двигателе М-72 достигает 25 кг.Требования к автомобилям для спортаВ классификацию ив технические требования внесены некоторые изменения. Они вызваны развитием отечественной автомобильной техники и рядом регламентации, введенных ФИА. В связи с появлением новых моделей, а также работой заводов над новыми образцами в группу 4 включены автомобили-прототипы, в которых допускаются крупные конструктивные изменения. На них можно устанавливать любой отечественный серийный или опытный двигатель, предназначенный для одной из моделей легковых автомобилей. При этом разрешается расточка цилиндров в пределах, допускаемых конструкцией блока. Сохраняя блок цилиндров и коленчатый вал, можно изменять картер двигателя, придавая ему любую конфигурацию. В число прототипов допускаются также автомобили, построенные спортивными организациями на базе агрегатов серийных легковых машин. В то же время любой автомобиль-прототип должен отвечать требованиям, предъявляемым к легковым машинам, допускаемым к движению по общей сети дорог. Это проверяется местными городскими или республиканскими федерациями автоспорта с представлением технических материалов в ФАС СССР для окон. чательного утверждения. В технические требования к автомобилям группы 2 внесены следующие изменения. Р азрешается увеличение объема топливных баков для участия в длительных соревнованиях, не предусматривающ их дозаправки. В этом случае предел определяется пробегом автомобиля в соответствии с положением о соревновании. Р азрешается также изменение передаточного числа главной передачи при условии сохранения ее картера. В целях улучшения плавности хода и, благодаря этому, управляемости автомобиля допускается изменение числа и типа амортизаторов для более быстрого гашения колебаний элементов подвески. Легковые машины, участвующие в ралли и скоростных соревнованиях, должны иметь каркас безопасности, состоящий не менее чем из двух дуг: одной за передним сиденьем, другой — прилегающей к стойкам ветрового стекла. Трубы для передней из дуг могут быть и меньшего диаметра при условии, если имеют повышенную прочность, сделаны из легиров анных материалов. Можно устанавливать каркас , состоящий из трех связанных между собой дуг без дополнительного раскоса, однако при этом дуга у задней стенки кузова должна иметь опору в днище кузова. Кстати, по решению ФЙА применение диагонального раскоса* в; к аркасе безопасности теперь также необязательно в автомобилях для ралли.. Жестче стали требования, к асающие ся шин гоночных автомобилей, — онид олжны отвечать максимальной скоростиг и нагрузке на колеса. На шинах не мож ет быть наружных и внутренних трещин, следов механических повреждений и неравномерного износа протектора (его глубина посередине беговой дорожки — не менее 2 мм). При падении давления в шинах одного или нескольких колес ни одна часть автомобиля не должна касаться дорожного покрытия. Обес-^,; печить все эти требования кшинам — w обязанность самих участников. В целях повышения пожарной безопасности топливные баки необходимо отделять от водителя огнестойким материалом. В системе питания на автомобилях гоночной формулы 3 не разрешаются принципиальные изменения по сравнению с принятой на соответствующем серийном двигателе. . А. САБИНИН, председатель технической комиссии ФАС СССР34