Совет впрокО различии в головках двигателей МеМЗМногих наших читателей, владельцев «запорожцев», которые уже задумываются над ремонтом своих машин мздели «966», интересует, в чем разница между 40-сильным двигателем МеМЗ-968 (от модели ЗАЗ-966) и 45-сильным МеМЗ-968А (от модели ЗАЗ-968). В частности, не всегда легко различить головки цилиндров, а при покупке запчастей это «первое дело». Поэтому мы пригласили на сегодняшнее заседание 1«Клуба» Н. Н. СТРЮКА, инженера Мелитопольского моторного завода, с тем чтобы внести ясность в этот вопрос. Хотелось бы предостеречь владельцев «968-й» модели от весьма простой и потому досадной ошибки при ремонте двигателя. Надеемся, что до этого еще далеко, но если придется столкнуться с такой работой, имейте в виду, что головки цилиндров от 40-сильного (МеМЗ-968) и 45-сильного (МеМЗ-968А) двигателей нетрудно перепутать. В чем же разница? На 40-сильном моторе степень сжатия составляет 7,2 единицы, а на 45-силь3 ном — 8,4. Таким образом, у МеМЗ-968 объем камеры сгорания 42,8—45,0 см , 3 ау МеМЗ-968А он, естественно, меньше — 34,75—37,25 см . Соответственно высота головки у 40-сильного двигателя равна 129 + 0,2 мм, а у 45-сильного — 126,7 + 0,2 мм. Так что, если есть возможность тем или иным способом проверить этот размер, то вы избавлены от ошибки. Но как их различить внешне? Может случиться, что при покупке детали на ней не окажется соответствующей отметки или бирки, а проконсультироваться будет не с кем. В таком случае осмотрите головку и найдите в ее верхней части отлитый номер детали: для 40-сильного двигателя 968-1003015-А, для 45-сильного — 968А-1003015 (рис. 1). Если номер трудно различить, обратите внимание на литейную сетку с высотой выступов около 1 мм, хорошо заметную по всему контуру, в верхней части детали. Если сетка есть — головка устанавливается на 45-сильный двигатель со степенью сжатия 8,4, головка без сетки предназначена для 40-сильного двигателя со степенью сжатия 7,2. Доведется покупать к 45-сильному мотору штанги толкателей — помните, + 0,4 мм, в то время как у 40-сильного что их длина составляет 207,0 — 0,6 209,8+д'д мм (рис. 2). Почему на двигателе с более высокой степенью сжатия потребовались укороченные штанги? А потому, что при увеличенной степени сжатия свод камеры сгорания, а вместе с ним и вся головка приблизилась к поршню. Вместе с головкой на два с лишним миллиметра опустилась и ось коромысел. Следовательно, расстояние между плечом коромысла и осью распределительного вала также сократилось. Перестановка штанг 40-сильного двигателя на 45-сильный и наоборот не допускается, хотя винты коромысел позволяют отрегулировать зазоры между их носками и торцами клапанов. Дело в том, что при такой перестановке регулировочный винт необходимо ввернуть почти на 3 мм, а тогда перекроются маслоподводящие канавки регулировочного винта и отверстие в коромысле и прекратится доступ масла для смазки валиков и коромысел. Последствия — их преждевременный износ. Это обстоятельство следует иметь в виду тем владельцам 40-сильных «запорожцев», которые по случаю ремонта двигателя решили поставить новую головку 968А-1003015, но оставили прежние штанги толкателей.мы едем на>ЖИГУЛЯХ<<Рис. 1. Головка блока двигателя МеМЗ: а — литейная сетка.,4*«3.мгоз,8-ц5 (Зля дбигателя UOnc) 20111% l* 7 * ООигателя Ь5ле.)Рис. 2. Штанга толкателя клапана.На днях спидометр нашего автомобиля отсчитал 20 000 километров. Если отнести этот пробег « полной жизни машины, то можно сказать, закончилось ее «детство». Она благополучно перенесла присущие этому возрасту болезни и, избавленная от них усилиями станции гарантийного ремонта, уверенно входит в самостоятельную жизнь. Прежде чем говорить о сегодняшнем «состоянии здоровья» нашего автомобиля, посмотрим его «историю болезни», то есть откроем бортовой журнал. Первая заполненная графа «замеченные неисправности» находится в строке, где отмечен пробег 8500 километров. Там говорится об интенсивном износе внутренних дорожек шины правого переднего колеса, вызванном нарушением углов установки колес, о чем мы писали в мартовском номере журнала за этот год. Следующая запись относится к пробегу 12 800 километров, когда на поверхности мастики аккумуляторной батареи были обнаружены трещины. Через 1500 километров из них начал сочиться электролит. После ремонта (была снята старая и залита новая мастика) батарея находится в хорошем состоянии. 13 182 километра. Стук в подвеске заднего левого колеса при движении по ровной дороге. Помнится, впечатление было такое, что в проушине крепления амортизатора нет резиновых втулок. Оказалось же, что втулки на месте, а звук издает сам амортизатор при малом перемещении штока. Пришлось его заменить. 16 700 километров. При протирке тряпкой ободок фары отделился и остался в руке вместе с верхним кронштейном. Выяснилось, что тонкостенная трубчатая заклепка, соединяющая кронштейн с нишей фары, разрушена коррозией. После проверки крепления других кронштейнов (оказавшегося непрочным) мы заменили заклепки самонарезными винтами. При желании можно поставить и винты с гайками — на заводе об этом недостатке знают и, вероятно, скоро изменят способ крепления кронштейнов. Вот, пожалуй, и все стоящие упоминания болезни, о которых есть записи в бортовом журнале. Автомобиль, разумеется, проходил техническое обслуживание по талонам сервисной книжки. Оно в основном сводилось к замене масла и фильтров и проверке состояния узлов. Регулировочных работ было очень мало, так как наш ВАЗ в них почти не нуждался. Ну а теперь вернемся к сегодняшнему дню. Посмотрим, как отразились на автомобиле первые 20 000 километров, на что он ныне способен.18