ля многих крупных городов мира -борьба за чистый воздух стала -сегодня задачей номер один. Четверть миллиарда автомобилей с двигателями внутреннего сгорания выбрасывают в атмосферу вредные примеси . К ак 'нейтрализовать Их воз ­ действие на - о кружающую среду, на здоровье человека, к аквообще избавиться от них? Н арешение этой проб ­ л емы направлены усилия ученых -и инж енеровмногих -стран, г дев большие масштабах -ведутся исследовательские работы по борьбесзагрязнениематмо ­ с феры . -В этом плане специалисты воз -Дляторы. В последние жегоды интерес к электромобилям возрос многократно. Д есятки заводов, институтов вСША , Японии, ФРГ, Ф ранцииивдругих -странах развернулиширокий -фронт исследований, стремясь избавить электромо ­ биль от присущегоему недостатка. Изучаются возможности использования топ -ты и мелких партий грузов. Запаса электроэнергиив свинцово-кислотных аккумуляторах хватало на 70 километров пробега. Два электромотора мощностью8 киловатт позволяли фургону НАМИ-751 двигаться соско ­ р остью 36 км/час. в настоящее времяпроблемой электромобилей занимаются Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ) совместно сВсесоюзным научно-исследовательским институтом электроме-Поиски, идеи, разработкиОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЭЛЕКТРОМОБИЛИЕще в 1899 году русский изобретатель инженер И. В. Романов построил свои первые электромобили и демонстрировал их. Они имели запас хода 65 км и могли развивать скорость до 38 км/час. В 1901 году на улицах Петербурга появились 15-местные электрические омнибусы, созданные талантливым изобретателем. Один из этих омнибусов представлен на снимке. Легковой двухместный электромобиль, разработанный Калининградским ВНИИЭлектротранспорта. Машина снабжена аккумуляторами, которые позволяют без подзарядки проехать 100 километров. Пополнение запаса электроэнергии возможно подключением к городской сети ночью, когда потребление ее резко уменьшается. Максимальная скорость70 км/час. Помимо легковой модели институт, работающий над электромобилями более пяти лет, создал фургон ЭМ-0466 грузоподъемностью 500 кг.\латают немалые надеждыи -на электро ­ мобили.- О днако -создание дешевой маш инытакого типа, р авноценной по сво ­ им э коп луатац-ио иным -свойствам автом обилю , задача -весьма -и -весьма нелегкая. Электромобили -появились более 70 лет -назад, но не могликонкуриро ­ вать савтомобилямиипрекратилисвое существование, так -как небылисозда ­ ны легкиеи достаточно емкиеаккуму -ханики (ВНИИЭМ). В Калининграде идут интенсивные испытания опытных машин Всесоюзного научно-исследовательского института электротранспорта, э кспери ­ менты сэлектромобилями ведут в Ерев анскомполитехническом институте, в других институтах, на заводах («За рулем», 1971, № 12).На международной выставке «Электро-72», проходившей в прошлом году в1 Москве, экспонировался наш электро«, мобиль-гибрид. Эта машина снабжена Р 20-сильным двигателем внутреннего сгорания, который приводит в действие генератор постоянного тока, служащий для постоянной подзарядки аккумуляторов. Таким образом удается на ходу пополнять запас электроэнергии, благодаря чему пробег до полной зарядки батарей составляет уже 300 километров. Этот автомобиль рассчитан на перевозку семи пассажиров или 500 кг груза и может развивать скорость до 80 км/час.•ливных элементов, различных аккумуляторов, а также электромобилей, раб отающих на переменномтоке , н ако ­ нец, -комбинированных конструкций («За рулем » , 1972, № 11). У нас в стране тоже интенсивно ведутся работы по электромобилям. Центральный научно-исследовательский автомобильный иавтомоторный институт ещев 1948 году -построил опытную партию электромобилей НАМИ-750 иНАМИ - 7 51 . Это были фургоны грузоподъемностью соответственно 0,5 и 1,5 тонны для перевозки почЗдесь мы представляем некоторые из этих экспериментальных электромобилей, построенных у нас вразное время. Ф ото В. Созинова, Е. Ф илипенкои А. Татаренко (ТАСС)