lCvIDВ легкой дымке раннего утра обширная территория АТХ-1 напоминает растревоженный улей: торопятся к машинам люди, рокочут двигатели, слышны четкие, словно фронтовые, команды. И поток автомобилей. Один за другим разбегаются они по гигантской -площадке строительства. — Привет диопетчару, — доносится до девушки веселый голос. Оторвавшись от бумаг, она жмурит лицо в ярком солнечном луче. — А, это ты, Николай, здравствуй. Рябоконев, тезка твой, уже вывел свомх на линию. — Ничего, наверстаем, — заверяет Николай Усов и бежит к своему КрАЗу, на ходу пряча в карман путевой лист. Считанные минуты — и его самоовал на объекте. Задача водителей сегодня, как, впрочем, вчера, позавчера, много месяцев подряд, — перевозка грунта. В одном случае это слои земли, которые надлежит выбирать с определенных участков и свозить в отвалы; в .другом — вынимаемый из котлованов грунт доставлять на отройку заводов, где его требуется прорва. Сегодня бригады роют обводной канал. Ковш экскаватора вгрызается в землю. Три-четыре рывка — > кузов полон. Самосвал, поскрии пывая рессорами, выбирается на дорогу. Теперь главное для водителя скорость .и точный выбор места выгрузки с минимальной затратой времени. Натруженно гудят двигатели. Снуют и снуют самосвалы. Вот и обед, лотом пересменок — за рулем каждой машины свежие силы. Так или приблизительно так складывается рабочий ритм двух комплексных бригад — двух из почти полутораста бригад, обслуживающих строительство гигантского автомобильного комплекса и Автограда на Каме. Восьмитысячный коллектив Производственного управления автотранспорта (ПУАТ) Камгэсэнерпоотроя с его тремя с половиной тысячами большегрузных автомобилей, объединенными в девять специализированных автохозяйств, — передовой отряд ударной стройки. Что делают здесь автомобили? (Многотонные блоки из железа и бетона, металлоконструкции, арматура, трубы, цемент, шее, технологическое оборудование — все доставляют они «а место стройки. 50 миллионов кубических метров грунта, 10 миллионов кубометров нерудных материалов, 157 миллионов штук кирпича, свыше 800 тысяч тонн металлоконструкций — таков самый сжатый перечень цифр, записанных в актив ЛУАТа за три года. Вели сегодня поднялись каркасы почти всех основных заводских корпусов — инструментального, литейного, двигателей, автосборочного, лреосово-рамного, нарастают темпы монтажа, то в этом немалая заслуга автотранспортников. ...В студеный февральский день 1971 года на автобуоной остановке познакомились два парня. Поеживаясь от пронизывающего ветра, тот, что постаршеАшщи поменьше ростом, протянул соседу руку: — Николай. Другой тоже назвал себя Николаем и улыбнулся. — Ну, тогда 'Рябоконевым величай. Шофер то профессии. — Коллега, выходит. Усов моя фамилия, — снова улыбнулся попутчик. Из отдела кадров вышли довольные: обоих приняли водителями на КрАЗы. Сняли комнату в деревянном домике и поселились в ней с семьями. Чуть свет бежали на работу. Трудового азарта — хоть отбавляй. Не уступали друг другу -ни в количестве ездок, ни в тоннах, ни в уходе эа машинами. И все время рядом. Тогда о них сложилась поговорка: где правое заднее колесо одного, там ищи левое переднее другого. В семейном кругу не раз вспоминали эпизоды «докамазовской» жизни. Биографии оказались схожими. Усов родился на Алтае в год окончания Великой Отечественной. Школа, училище механизации, два года водил автомобиль на селе, трехлетняя служба за рулем военной машины, потом работа на МАЗе на строительстве Красноярского алюминиевого завода — с таким багажом прибыл Николай Усов на КамАЗ. Рябоконев старше почти на пять лет. Он из Ставрополья. Автомобилистом стал в -армии; механик по дизелям, ходил на кораблях в загранплавание. Казалось бы, чего еще человеку надо? — Тянуло туда, где размах, темпы, потому и оказался в Челнах, — говорит Рябоконев. вот уже два года оба Николая возглавляют комплексные бригады. Они — в числе тех, кто первыми этот комплекс налаживал. Седьмое мая считается днем окончательного -комплектования и оформления комплексных бригад, двухлетие которых -отметили недавно в ПУАТе как своего рода трудовой праздник. Да и как иначе: только в АТХ-1 теперь 15 таких коллективов! Что такое комплексная бригада? Основной ее состав — водители. На каждую -машину, а их сейчас 24 в бригаде, — два человека i(ATX-1 укомплектовано полностью КрАЗами). Плюс одиндва «ювоих» экскаватора, бульдозер. Работа — в две смены. На какой объект выходят автомобили, туда -перемещаются и другие механизмы. Единый план, единые заботы о выработке, единая заинтересованность в высокой производительности техники, — одним словом, в наилучшем конечном результате. При расторопных бригадирах, правильной расстановке людей и техники, умении беречь каждую минуту создается своего рода конвейер и такое уплотнение рабочего времени, что успевай поворачиваться. Конечно, и темп и ритм не пришли сами но себе. Сколачивание людей в единые трудовые коллективы — процесс сложный. iB той ив другой брига-БРИГАДЫ №Ш2 де он проходил не очень-то гладко. В течение двух лет бригады Усова и Рябоконева непрерывно соревновались. В борьбе за честь бригады рождались высокие производственные показатели и росли люди — совершенствовались их трудовые и моральные качества. Процессы эти не параллельные, а взаимозависимые, взаимовлияющие. ^& Двигатель всего — социалистическое соревнование. Еще в первое наше знакомство с водителями этих бригад, состоявшееся около двух лет назад, мы были свидетелями трудового состязания, которое воплотилось в личных обязательствах, соцдоговорах. В этот приезд нам было приятно убедиться воочию, как обогатились опытом люди. Портреты многих из водителей — на фотовитринах. Ахмет Валиев занесен в Книгу почета стройки; фамилия Трофимовых — отца и сына, составляющих один экипаж, прославлена дважды: старший, Андрей Павлович, удостоен записи в Книге почета трудовой славы ПУАТа, имя младшего, Владимира, будет высечено на Обелиске трудовой славы, устанавливаемом навечно в Набережных Челнах. Григорий Асанов, Василий Чуба, Петр Степанчук, Виктор Золотых... О каждом из этих водителей ||| можно сказать много добрых слов. в целом эти две бригады, завоевавшие право называться коллективами коммунистического труда, план юбилейного, 1972 года выполнили на два с половиной месяца раньше срока. В нынешнем, решающем году пятилетки у автотранспортников начался новый этап социалистического соревнования. Включились в него, разумеется, и Усов с Рябоконевым. Правда, теперь они равняются не -только друг на друга. С бригадой Усова заключили договор водители бригады :Ильи Михайловича Семенова из третьей автоколонны. На долю коллектива Рябоконева выпал тоже достойный «соперник» — бригада шоферов из АТХ-2 во главе с Петром Сергеевичем Корниловым, которая уже дважды завоевывала переходящее ф Красное знамя Татарского обкома КПСС, Совета Министров республики и облсовпрофа. М ы познакомились с двумя бригадами из ста сорока семи включившихся в движение за коммунистический труд. Две цифры, показывающие размах этого движения: в нем участвует половина всех водителей, семнадцать автоколонн в полном составе. Идет третий, решающий! ..;Из Набережных Челнов мы уезжали почти одновременно. Наш путь лежал в Москву. Два Николая — Усов и Рябоконев — в числе двадцати лучших производственников ПУАТа торопились на -аэродром — им предстоял полет в Германскую Демократическую Республику но бесплатным туристическим путевкам, полученным как поощрение за высокие показатели в труде. Ф Теперь друзья уже вернулись из увлекательного -путешествия. Когда писались эти строки, они опять спешили к своим автомобилям, к своим бригадам. — Привет диспетчеру, — и, получив путевые листы, ведут они автомобили на 'стройку. В. ШИРШОВ, спецкор «За рулем» г. Набережные Челны 1*Еще один ковш — и мощный КрАЗ отправится с очередной «порцией» грунта на литейный завод.Группа водителей из бригады Н. Рябоконева. Слева направо: Д. Чернов, А. Саветин, А. Пичурин. Г. Потапенко.Бригадир 2-й комплексной коммунист Николай Рябоконев.бригадыПосле трудового дня. Николай Усов в новой квартире. Фото автора