ВЕС АВТОМОБИЛЯ И ДОРОГАВесной на некоторых автомобильных дорогах появляются шлагбаумы с дежурными постами. Движение автомобилей большой грузоподъемности временно запрещено. На какой срок? Это зависит от множества причин. Например, от географического расположения дороги или от того, насколько активно в этом году наступает весна, от того, как изменялись температура и влажность земли в этих местах осенью и зимой. Все тщательно учтено, и срок запрещения строго определен. Потом его снимут. А пока водителям тяжелых автомобилей придется совершать объезд, порой в несколько раз превышающий путь по закрытой дороге. Рассмотренный только что пример является частным случаем, но все же он помогает представить себе взаимосвязь между весом автомобиля, прочностью дорожного покрытия и классификацией в зависимости от этого. Оказывается, все дело во влиянии веса автомобиля на работу дороги, а оно в разные времена года далеко не одинаково. Средняя часть дороги, на которую- приходится основная нагрузка от движения машин, обычно укреплена прочными материалами. Эта укрепленная полоса называется проезжей частью, а само укрепление — дорожной одеждой. Что она представляет собой? Один или несколько слоев прочных материалов, уложенных на грунтовую поверхность земляного полотна. Если дорога предназначена для движения большого количества тяжелых автомобилей, то дорожную одежду устраивают большей толщины и из более прочных материалов, а ее верхний слой — покрытие — делают из асфальтобетона или цементобетона. На дорогах местного значения с небольшим движением могут быть всего один-два слоя материала. Дорожная одежда обладает свойством прогибаться под действием колес автомобиля, а затем, когда он проехал, — возвращаться в прежнее положение. Величина прогиба зависит от прочности одежды и веса автомобиля. Чем больше нагрузка на его колесо, тем больше эта величина. Если по дороге, имеющей недостаточно прочную одежду, открыть движение автомобилей с большими нагрузками на ось, в дорожной одежде появятся разрушительные трещины. Чтобы сохранить дорожную одежду, необходимо соблюдать соответствие между ее прочностью и весом автомобиля, а точнее — нагрузкой на наиболее нагруженные оси автомобиля, прицепа или полуприцепа. С этой целью нормируют нагрузку. Немалую роль играет и несущая способность мостов, которые также рассчитываются на определенные нагрузки. Когда проектируют новый мост, то учитывают возможность остановки на его настиле максимально возможного количества тяжелых автомобилей. Но со временем элементы моста стареют. Если он деревянный, то начинается гниение, в металлическом — «стареют» со-Иншенеры отвечают читателямВсе чаще во многих наших публикациях, рассказывающих о делах пятилетки, упоминаются автомобили и автопоезда группы «Б», которым отводится немалая роль в развитии грузового автомобильного парка страны. Деление автомобилей на группы связано прежде всего с качеством покрытия дорог. Но каким образом проявляется взаимосвязь и что конкретно означают группы «А» и «Б» — многие читатели, судя по письмам в редакцию, представляют себе не совсем четко. Даем слово специалисту. единения, и тогда он уже не в состоянии пропустить расчетные нагрузки. Перед выездом на мост устанавливают знаки, ограничивающие полный вес подвижного состава и скорость его движения. Под полным весом в данном случае имеется в виду общий фактический вес (с пассажирами и грузом) одиночной машины, тягача с полуприцепом или машины с прицепами, одним или несколькими, причем в последнем варианте — каждого звана автопоезда а отдельности. Превышение этого полного веса может привести к пролому настила (в лучшем случае) или к разрушению пролетного строения. Превышение скорости движения вызовет увеличение динамического воздействия, а при торможении — сдвиг моста с разрушением его опор. Существует специальный ГОСТ 9314—59 «Автомобили и автопоезда. Весовые параметры и габариты». В зависимости от осевого и полного веса он подразделяет автомобили и автопоезда на две группы. Группа «А» — автомобили и автопоезда, предназначенные для эксплуатации на дорогах высших категорий с прочной дорожной одеждой, рассчитанной на движение машин с установленными для этой группы параметрами. Группа «Б» — автомобили и автопоезда, предназначенные для эксплуатации на всех автомобильных дорогах общей сети страны, Предельные полные веса автомобилей, прицепов и автопоездов для обеих групп приведены в таблице. Максимально допустимый полный вес (т) автомобилей и автопоездов Вид подвижного состава0) 0одежду укладывают непосредственно на грунт земляного полотна. А его прочность меняется с изменением влажности и температуры и типа грунта. Зимой, когда земляное полотно и дорожная одежда промерзнут, они приобретают высокую прочность, так что по дороге может быть открыто движение автомобилей с осевыми нагрузками, превышающими расчетные. Сравнительно высокая прочность сохраняется и летом, когда грунт земляного полотна и слои дорожной одежды просохнут. Однако летняя прочность ниже зимней и зависит еще от погоды. Если летом, при высокой температуре воздуха, увлажненные грунты земляного полотна быстро высыхают и восстанавливают свою прочность, то в период затяжных дождей осенью, при низкой температуре влажность их остается высокой, а значит, и прочность дорожной одежды резко снижается. Наиболее низкая прочность — весной, когда оттаивают и переувлажняются замерзшие грунты. Такой разжиженный грунт — плохая опора для дорожной одежды, и она выдерживает только за счет прочных материалов. Именно этот, самый неблагоприятный период и принимают в качестве расчетного для назначения ^прочности дорожной одежды. Только тогда дорога обеспечивает круглогодичное движение автомобилей с нагрузками, не превышающими нормативы. Итак, если дорожная одежда рассчитана на восприятие нагрузок от автомобилей группы «Б», то весной движение по дороге должно быть ограничено и закрыто для машин, у которых на самую нагруженную ось приходится 6ти более. К примеру, для полностью загруженных автомобилей ЗИЛ-130, максимальная осевая нагрузка которых 6,95 т, для МАЗ-500, КрАЗ-257 и других тяжелых автомобилей. Если же прочность рассчитана для группы «А», то движение по дороге не ограничивается на протяжении всего года, и только для сверхтяжелых автомобилей и автошоездов требуется согласование с дорожниками м выбор благоприятного времени. Вот почему и появляются на дорогах весенние шлагбаумы. А есть дороги, на которых постоянно ограничено движение тяжелых автомобилей. Они ведут в зоны отдыха, к научным, учебным или государственным учреждениям. Дорожную одежду на них устраивают в расчете на легковые машины и легкие грузовики и перед въездом устанавливают знак, ограничивающий величину осевых нагрузок. Зависимость между весом автомобиля и прочностью дорожной одежды должен понимать каждый водитель тяжелого автомобиля. Нельзя игнорировать запрещение движения по такой дороге. Это приводит к разрушению дорожной одежды, а значит, и к дополнительным расходам на восстановление дороги. В. ПОРОЖНЯКОВ, инженеря-ча до » Sao о уоа аRа вс>> А С-ч V*>,* о.<люГрузовой автомобиль или прицеп Грузовой автомобиль или прицеп Седельный тягач с полуприцепом Седельный тягач с полуприцепом Грузовой автомобиль с прицепом Седельный тягач с полуприцепом Грузовой автомобиль с прицепом2 33445и более 5и более17,5 25,0 25,0 33,0 33,0 40,0 40,010,5 15,016,0 20,0 20,0 30,0 30,0Помимо ограничений полного веса введены, как уже сказано, пределы веса, приходящегося на наиболее нагруженную ось. Для групп «А» и «Б» они составляют соответственно 10,0 и 6,0 т при расстоянии между смежными осями 3ми более. При расстоянии между смежными осями менее 3м пределы ниже: 9,0 и 5,0 т. В самом начале мы говорили о зависимости состояния дороги от времени года. Дело здесь вот в чем. Дорожную18