24
25
«... Необходимо значительно увеличить число публикаций на темы безопасности движения, сделать их более регулярными, разнообразными, глубокими, добиваясь высокой действенности выступлений и эффективности пропаганды». Из рекомендаций Всесоюзного совещания-семинара по безопасности дорожного движенияИзучаем новые Правила дорожного движенияПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ СИГНАЛЫОбратим внимание на тот факт, что Глава «Порядок движения» начинается не с требований к выбору скорости или, скажем, расположению транспортных средств на проезжей части, не с безопасных дистанций в транспортном потоке или правил обгона и стоянки, а с раздела, который назван «Предупредительные сигналы». И это не случайно. Разные маневры водителя имеют свои особенности, свои правила исполнения. Но есть одно обязательное и одинаковое в каждом случае требование — заблаговременная подача предупредительного сигнала, оповещающего всех о том, что вы изменяете направление движения или место на проезжей части. Отступления от этого требования при нынешней интенсивности и скоростях движения прямо ведут к авариям, и остается только сожалеть, что находятся еще водители, которые до сих пор этого не поняли. Итак, предупредительные сигналы, бы знаете, конечно, что для этих целей водитель использует световые указатели поворота, а при их неисправности или отсутствии прибегает к ручной сигнализации. Среди сигналов, даваемых рукой, один изменился: при торможении теперь достаточно поднять руку вверх, а не покачивать ею, как было раньше, Предупредительные сигналы водитель обязан подавать не только при перестроениях и 'поворотах, но и перед остановкой, а также при начале движения после остановки или стоянки. По прежним Правилам минимальная продолжительность сигнала должна была составлять 5 секунд. Новый дорожный кодекс предоставил водителям большую самостоятельность, дал им возможность в зависимости от конкретных условий и складывающейся обстановки самим определять необходимое время предупредительного сигнала. Правила требуют от них только одного, чтобы такой сигтел был подан достаточно заблаговременно. Насколько заблаговременно — смотрите сами, Только сделайте так, чтобы ваш маневр не явился для остальных водителей и пешеходов неожиданно. стью. А для этого один раз хватит, может быть, и 5 секунд, а другой — не хватит и 10. Но в любом случае лучше перестраховаться, чем ошибиться в расчетах.№СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ и ДИСТАНЦИЯДо сих пор главной причиной дорожных происшествий считают, и, как свидетельствует статистика, справедливо, неправильный выбор скорости движения. Вот почему в этом разделе Правила, как и прежде, довольно подробно перечисляют те обстоятельства, которые должен брать во внимание водитель, решая для себя эту задачу т .каждом конкретном случае. Это и интенсивность движения других транспортных средств и пешеходов, > ширина дороги, и качество ее и покрытия, видимость пути, его рельеф и т. д. Речь идет, понятно, о самых главных факторах. 'Есть и другие. Но разве квалификация водителя не находится в связи с допустимой для него скоростью движения? Разве можно не учитывать времени, которое водитель сегодня провел за рулем? Подобные примеры вы легко продолжите сами. Все эти факторы «носят, должны «носить определенные поправки в ваш скоростной режим. вместе с тем новые Правила не ограничиваются перечнем условий, опреде-Ш Справа — новый предупредительный сигнал «Внимание: торможу!». Не путайте его с согнутой в локте рукой (слева), предупреждающей о повороте или перестроении.На трехполосной дороге обгонять можно только вот так — по средней полосе, не выезжая на полосу встречного движения. Новенькие автомобили превращены в груды металла водителями, проявившими преступное легкомыслие в выборе скорости движения, недопустимый за рулем риск. В назидание другим Госавтоинспекция Дагестана, на дорогах которого это все случилось, выставила их на въезде в Махачкалу. А на стендах привела описания аварий с анализом их причин. Практикует такие «выставки» ГАИ Дагестанской АССР вот уже второй год. По признанию самих водителей, это доходчивый способ пропаганды условий безопасности движеА. ДАВЫДКИНляющих скорость движения. Они указывают и критерий правильного выбора скорости — способность «выполнить необходимые действия по управлению транспортным средством». Иными словами, скорость всегда должна быть такой, чтобы ваш автомобиль или мотоцикл не выходил из повиновения, чтобы ни при каких обстоятельствах вы не теряли над ним контроля. Под словами «необходимые действия» в каждом отдельном случае могут подразумеваться различные понятия. Где-то надо будет суметь быстро остановиться, где-то объехать препятствие, вписаться в поворот, сохранить прямолинейность движения, справиться с возникшим заносом и т. д. и т. п,ЩКратковременный выезд на трам вайные пути (для обгона, с'ъезда и т. д.) возможен, но только на полотно попутного направления,Эта формулировка наиболее близка по значению к сути тех обязанностей, которые возложены Правилами на водителей. Когда-то на сей счет предписывалось категорично и не совсем оправданно — обеспечить полную безопасность движения. Но ведь безопасность движения зависит не только от водителя, она обеспечивается усилиями всех участников движения, в том числе и пешеходов. А вот от него надо требовать выполнения всех необходимых в конкретной ситуации действий. Новые Правила более реально подходят к возможностям челове. ка за рулем. Потому что иначе получится, что никто в конкретном случае за свои действия конкретно не отвечает ив то же время виноватым окажется любой попавший в аварию: не обеспечил, мол, безопасность движения. Нет, водитель виноват тогда, когда он мог предпринять во избежание опасности определенные меры, но не сделал этого. По разным причинам, в том числе и из-за неправильно выбранной скорости. Конечно, водитель обязан снижать скорость, а если потребуется — и останавливаться перед любым препятствием, «которое он должен был и мог предвидеть». При этом никто не требует от него чтения мыслей на расстоянии или предугадывания чьих-либо поступков. Речь идет о ситуациях, оговоренных Правилами, с которыми у водителя связаны определенные обязанности. Должен ли водитель, услышав, скажем, сигнал сирены, ожидать появления пожарного или другого специального автомобиля? Безусловно. Должен ли он, приближаясь кпересечению с главной дорогой, предвидеть, что ему придется остановиться, если справа или слева покажется другой автомобиль? Вне всякого сомнения, Вот в этом и смысл одного из основных положений Правил дорожного движения. В населенных пунктах теперь единый для всех транспортных средств верхний предел скорости — не более 60 км/час. Исследования показали, что в условиях насыщенного транспортного потока опасна не скорость сама по себе, а различие скоростей внутри него. Оно всегда ведет к лишним обгонам, повышает вероятность несогласованных действий.водителей. И наоборот, когда все могут двигаться с одной скоростью, безопасность движения резко повышается, Эту цель и преследовали Правила, установив единый предел скорости в населенных пунктах. Но не надо думать, что на дорогах вне населенных пунктов скорость практически не ограничена. И здесь есть определенные рамки: скорость, установленная технической характеристикой данного транспортного средства в качестве максимальной. Для ГАЗ-53, например, это 80—85 км/час, ЗИЛ-)30 — 90 км/час, «Мооквича-412» и «Жигулей» — 140 км/час, «Волги» ГАЗ-24 — 145 км/час и т. д. Знать максимальную скорость своего автомобиля обязан каждый водитель, Кроме того, при необходимости (из-за специфики перевозимого груза, малоОиончание — на стр. 2825