мы едем на>ЖИГУЛЯХ<<Как ни прочно у ВАЗа антикоррозионное покрытие деталей, расположенных под кузовом, но со временем и оно отступает под действием воды, соли, песка и камней, вылетающих из-под колес машины. В этом мы убедились, когда очистили от грязи элементы подвески нашей машины, прошедшей 25 тысяч километров. Краска в некоторых местах сошла, предоставив свободу действия ржавчине. Вероятно, имеет смысл на «Жигулях», как и на других машинах, покрывать весь низ кузова, включая и детали подвески, рулевого привода и др., один раз в год (осенью) жидкими антикоррозионными составами — отработанным маслом, графитовым раствором и т. п., применяемыми на станциях техобслуживания. Мы намерены проверить этот способ защиты на нашем автомобиле. Чтобы в какой-то степени преградить путь разрушителям, имеет смысл поставить за колесами гибкие фартуки. Один из вариантов такой защиты был опубликован в октябрьском номере журнала «За рулем» за прошлый год. Автолюбители, установившие фартуки, усматривают несомненную пользу от них, но в то же время отмечают недостаточную жесткость крепления (из-за большого вылета кронштейна) и трудность очистки от грязи гнезда для домкрата (оно закрывается с внутренней стороны швеллером); кстати, чтобы гнезда всегда были чистыми, можно вставить в них с наружной стороны кусочки поролона. Они же предлагают свои способы установки, свободные от этих недостатков. Например, крепить фартук ближе к колесу, на поперечине. Для этого в ее передней или нижней стенке сверлят отверстия, через которые ввертывают винты в специальную планку с резьбой. Ее вставляют внутрь поперечины, через имеющееся отверстие диаметром 80 мм (можно вместо планки применить и гайки с шайбами, во из-за ограниченного подхода их трудно навернуть). Автолюбитель И. Иванов из г. Куйбышева крепит кронштейн фартука при помощи одного специального винта, используя готовое отверстие в поперечине (рис. 1). Такое решение представляется интересным, поскольку пе требует сверления и обеспечивает легкость монтажа. Фартук собирают полностью вне машины, наживляют на винт 7 гайку и, наклонив винт, вводят его головку в отверстие поперечины. Придерживая стержень винта отверткой, затягивают гайку до упора. Фартуки у задних колес защищают в основном нижнюю часть ниши и, конечно, идущие сзади машины. Крепят их посредством винтов, для которых сверлят отверстия в кузове. На рис. 2 и8 представлена разработка москвича В. Максимова. Он заметил,что на ВАЗ-2102 такие фартуки исключают и загрязнение карманов в задних крыльях. . Мы считаем, что и передние и задние фартуки приносят пользу, поэтому рекомендуем владельцам «жигулей» оборудовать ими свои машины. В скором времени завод предполагает ставить фартуки у задних колес на все автомобили. В. СИНЕЛЬНИКОВ, инженерРис. 1. Фартук передних колес; 1 — фартук (резина толщиной 4 мм); 2 — планка; 3 — винт М5—20; 4 — гвйк М5; 5, 9 — пружинная шайба; 6 — крон штейн; 7 — винт; 8 — гайка М10. Пунктиром показаны линии сгиба Один кронштейн (правый) гнуть на себя. другой — от себя. Рис. 2. Схема установки заднего фартука на ВАЗ-2102: 1 — колесо; 2 — ку зов; 3 — болт М6 — 1в, гайка Мб, шайбы Рис. 3. Фартук задних колес: 1 — фар• тук (резина толщиной 4 мм); 2 — пла стина; 3 — накладка; 4 — винт М4—-15 гайка М4, шайбы плоская и пружинная.