ПАМЯТНИКИ АВТОМОБИЛЮМы привыкли, что рядом с дорогами. пролегающими по полям былых сражений, ндруг вырастают перед нами обелиски. Краснозвездные танки и самолеты на постаментах. В последнее время все чаще встречаем мы памятники автомобилю. На шоссе Рудня — Витебск высится трехосная машина из первой реактивной .минометной батареи капитана И. А. Флерова. Памятники автомобилю скромнее многих других. Они под стать тысячам грузовиков-работяг. тех самых ГАЗов и ЗИСов, которые перевозили и боеприпасы и раненых, которые несли на себе минометные установки, которые исколесили всю Европу, прошли с нашими солдатами все дороги войны. А вот еще один памятник — автомо Силю. которым работал в тылу. Эту полуторку ГАЗ-ММ поставили на постамент работники автобазы Av 23 Управления торгового транспорта Москвы те. кто хорошо помнит, как вот такие же «газики» привозили москвичам хлеб в голодные годы войны. Автомобилю-воину. автомобилю-кормильцу воздвигают сегодня монументы. воздавая долг славной водительской братии. И вот недапно появился такой монумент в подмосковном Тучкове (Рузский район), во дворе автотранспортного техникума. Это ЗИС-5 — ветеран отечественного автомобилестроения, трудившийся ив годы первых пятилеток ив годы войны. Этот автомобиль был найден на территории одного из автохозяйств ис любовью восстановлен учащимися техникума под руководством преподавателя В. Н. Тихомирова. На торжественное открытие монументы прибыла делегация зиловцев во главе с заместителем главного конструктора завода А. Г. Зарубиным, который был начальником конвейера при выпуске первых ЗИСов в тридцатые годы. .Много теплых слов признательности тем, кто делал машины, и тем, кто шел на них в бой. прозвучало в выступлениях на этом необычном митинге. Теперь от памятника автомобилю берут старты традиционные автомотопробеги молодежи по местам боевой и трудовой славы отцов. Здесь будут фотографировать передовиков учебы, чтобы послать их портреты родителям. Открытие монумента положило начало еще одному доброму делу — учащиеся техникума создали музей боевой славы. «Автомобилю-труженику, аптомобплю-воину» — такие слова выбиты на постаменте тучковского памятника. А на самой машине можно разглядеть номер Н-4-23-05. Автомобиль под таким номеOM работал на Ладоге. На той самой ороге жизни, которая вошла яркой страницей в историю Великой Отечественной войны. Там, на берегу Ладожского озера есть каменные ступени, ведущие вниз. И следы протектора от машины, будто только что съехавшей с берега на лед. Водители останавливаются, обнажив голову, над следом от машины. Это памятник Автомобилю. Н. СЕМИНАВАЗ-2103 в ЦИФРАХФото А. Г анюшинаНовую модель «Жигулей» ВАЗ-2103 уже довольно часто можно .встретить нанашихдорогах . И хотя внешний вид ее знаком многим автомобилистам, всяк ий раз, когда эта машинаостанавливается на улице, она собирает группу любоп ытных . Водителю приходится отвечать на бесконечные вопросы насчет «километров в час», «литров на сотню», «секунд до восьмидесяти». Однако, п ознакомившисьсвнешнимиданнымиивозможностями ВАЗ-2103, хочется заглянутьи внутрь. Поэтому нарядусданными , х арактеризующимидинамикуи экономичность нового автомобиля , мы публикуеми его «рентгеновский снимок» (см. в кладку ) . На нем представлены все особенности ВАЗ-2103, о тличающие его от ВАЗ-2101. Часто в разговоре о новой модели «Жигулей» н азывают ФИАТ-125 как одного из ее прародителей. Это неверно, в чем можно убедиться, о знакомившисьс таблицей, где представлены ВАЗ-2103 ипять его собратьев. У кажемтакже , что на ФИАТ-125 и ФИАТ-125П (польский) совершенно иные облицовка радиатора (с вертикальнымиподфарниками ) , з адняя подвеска (на рессорах) и панель приборов, чем на ВАЗ-2103. П ружиннаязадняя подвеска, к отораянынесчитается более перспективной, п рименяется на ВАЗ-2103, ВАЗ-2101, а также ФИАТ-124 и «ФИАТ-124-спечиаль». З начительныразличияивконструкции двигателей. Так, на ФИАТ-124, «ФИАТ-124-спечиаль» и ФИАТ-125П — ш танговый привод клапанов от распределительного вала , р азмещенногов блоке цилиндров . На ВАЗ-2101 и ВАЗ-2103 привод клапанов имеет более современную конструкцию — они приводятся от распределительного вала, н аходящегосяв головке цилиндров, а на ФИАТ-125 — от двухвалов . Что касается степени сжатия , то она у всех моделей примерно один акова : от 8,8 до 9,0. Е ще одно отличиемашин ВАЗ-2103 и ВАЗ-2101 от остальных моделей «шестерки», приведенной в последней таблице, з аключаетсяв том, что у них только передние тормоза дисковые, з адниеже — б арабанные . Это сделано с учетом особенностей эксплуатации автомобилей внаших условиях. По той же причине вес ВАЗ - 2 103 несколько больше (в связисприменениемдополнительных усилительн ыхдеталей кузова), чем уоднотипныхзарубежных автомобилей. Динамические показатели ВАЗ-2103 с пятью или двумя (цифры в скобках) людьми «на борту»: максимальная скорость — 150 (152) км/час; разгон с места до SO км/час — 12,5 (11.0) сек., разгон с места до 100 км/час — 19,0 (17,0) сек.; время прохождения 400 мс места — 20,4 сек.; время прохождения 1000 мс места — 38,5 сек. Вес автомобиля: с нагрузкой 2 человека — 1180 кг, с нагрузкой 5 человек и багажом — 1430 кг. Расход горючего (л/100 км) при нагрузке 5 человек и скорости 40 км/час — 6,6; 60 км/час — 7,0: 80 км/час — 7,4; 100 км час - 8.5; 120 км/час — 10.1: 140 км/час — 13,5; 150 км/час — 16,0.SПараметры Меч Длина, мм База , мм Снаряженный вес, кг Рабочий объем, см3 Мощность, л . с. Скорость, км/час Время разгона с места до 100 км / ч ас , с ек . Номер и год журнала «За рулем » с описа ­ нием модели 4116 2424 1030 1451 75 150 17.0 1 — 1973к2 е4220 2500 1000 1608 90 160 13,5 1-1969 10fee4230 2500 970 1481 75 150 17.0 1969га —<оС)4073 2-124 945 1198 62 140 20,0 8-19704040 2424 930 1197 65 145 18,0 8 — 196612 — 1971«ФИАТ124спечиаль»4060 2424 925 1438 75 155 17.0ФИАТ 124аамятник автомобилю в Тучковском автотранспортном техникуме. Фото Л . Г рищенко2. «За рулем» Щ 79