«ВЯТКА» С ЭЛЕКТРОННЫМ ЗАЖИГАНИЕМВ этом году у нас впервые началось серийное производство двухколесных машин с принципиально новой, электронной системой зажигания. Разработал и внедрил тиристорную бесконтактную систему на своих мотороллерах «Вятка» В-150М Вятско-.Полявский завод. Владельцы этих машин не увидят на генераторе обычного кулачка и механизма прерывателя с конденсатором. Им не придется чистить или заменять контакты, регулировать момент искрообразования на свече, чтобы добиться нормальной работы двигателя, Новая система не имеет трущихся частей и контактов, подверженных износу, и поэтому опережение зажигания остается стабильным. Она менее чувствительна к влаге и загрязнению свечи, так как энергия для образования искры накапливается в конденсаторе, а не в катушке, благодаря чему уменьшается время пробоя искрового промежутке с 0,25 до 0,0001 секунды. Обычная система зажигания может исправно работать лишь до 6—7 тысяч оборотов коленчатого вала, допускает так на контактах прерывателя не более 5 ампер и обеспечивает подаваемое не свечу напряжение 11—12 тысяч вольт. С увеличением оборотов это напряжение падает, из-за того что контакты находятся • замкнутом состоянии слишком мало времени. Электронная же система обеспечивает нормальное искрообразование до 10—12 тысяч оборотов коленчатого вала в минуту, ток а первичной цепи обмотки зажигания — до 20—25 ампер, л напряжение «а свече достигает 15—16 тысяч вольт, причем оно растет с повышением оборотов двигателя. ЭтиРис. 1. Основание генераторов: слева — прежнего выпуска, справа — нового; 1 — индукционный датчик; 2 — катушки освещения; 3 — пучок проводов генератора; 4 — блоки диодов; б — катушка с обмотками питания конденсатора и подзаряда аккумулятора.Рис. 2. Маховики генератора: слева — прежнего выпуска, справа — измененный; стрелкой показаны «язык» полюсного башмака и окно.преимущества делают электронную систему зажигания незаменимой для спортивных моторов. Кроме того, она практически не создает радиопомех. Большим достоинством описываемой системы является то, что она не потребовала значительного изменения существующего генератора. Механизм прерывателя заменен индукционным датчиком i (рис. 1), а в маховике генератора сделано окно, куда выведен конец одного полюсного башмака (рис. 2). Как же работает новая система? Давайте рассмотрим ее схему (рис. 3). Вращающийся маховик с магнитами возбуждает в обмотке 2 импульсы тока, которые по цепи «диод Д\ — конденсатор С — первичная обмотка катушки б — корпус» заряжает конденсатор С до напряжения 200—250 вольт за один оборот коленчатого вала. Подсоединенные к этой цепи в точке «а» тиристор Ти диод Д3 для тока в это время закрыты. Когда выступ полюсного башмака проходит под полюсами магнитопровода датчика, в его обмотке возбуждается импульс напряжением 5—8 вольт. Отрицательная полуволна импульса шунтируется диодом Дя, а положительная — создает ток в цепи управления тиристора Т. Он «открывается» и образует цепь для разряда конденсатора через первичную обмотку катушки зажигания 6. Этот разряд возбуждает во вторичной обмотке ток высокого напряжения (15—16 тысяч вольт), пробивающий искровой промежуток между электродами свечи и поджигающий смесь в цилиндре. Диод Д3 поддерживает колебательный процесс в системе и защищает тиристор от обратного напряжения. Всесторонние испытания новой системы в лабораториях и на дорогах, проверка ее в труднейших условиях пробега по маршруту Вятские Поляны — озеро Байкал — Вятские Поляны, эксплуатация владельцами машин опытной партии подтвердили преимущества тиристорной системы зажигания, в том числе высокую надежность и долговечность. Многие владельцы мотороллеров «Вятка» прежних выпусков, как мы предвидим, захотят оборудовать свои машины новым зажиганием. Что ж, это нетрудно выполнить, если приобрести измененные основание и маховик, тиристорный блок и катушку зажигания Б-50А. Очевидно, что заниматься этим имеет смысл, только когда выйдут из строя старые приборы. Посадочные места основания не изменились, но поскольку датчик выходит за полость старого картера (рис. 4), в нем приходится вырезать окно шириной (по хорде) 55 мм и глубиной 23—25 мм. Это дает возможность поворачивать основание на 8 градусов в ту и другую сторону от среднего положения винта его крепления. Такое же окно вырезают в улитке до стенки воздухопровода. Если датчик будет упираться в стенку улитки, в этом месте делают углубление, но так, чтобы не прорвать стемку. Для защиты полости генератора от пыли и грязи его окно закрывают пробкой. выводную панель снимают ив освободившееся отверстие выводят заключенный в резиновую трубку пучок проводов. Схема соединений тиристорного блока, генератора, катушки зажига-