ЛЕСОВОЗ С ГИДРОПЕРЕДАЧЕЙОбширные леса обеспечивают сырьем ведущие отрасли промышленности Финляндии — бумажную и деревообрабатывающую. Для вывозки леса финский завод «Суомен Аутотеоллисуус» выпускает специальные автомобили «Сису-М-162» грузоподъемностью 20 тонн. Эта машина интересна тем, что рассчитана на эксплуатацию с двухосным прицепом, у которого передние колеса ведущие. Крутящий момент на них передается от двигателя автомобиля посредством гидростатической трансмиссии. Приводимый от двигателя нагнетающий насос 3 (см. рисунок) подает жидкость по магистралям 8 высокого давления к гидромоторам 9, встроенным в ступицы передних колес прицепа. От гидромоторов жидкость откачивается насосом 5и по магистрали 7 холостого хода идет к нагнетающему насосу 3. Управление подачей жидкости и фильтрация осуществляются блоком 6 клапанов и фильтров. При движении по грязи, песку, снегу, льду, когда сцепления колес с грунтом недостаточно, водитель включает рычагом 2 привод колес прицепа. Гидротрансмиссия передает около трети крутящего момента, развиваемого двигателем. При движении автомобиля без прицепа и груза его третья, неведущая ось может быть вывешена — это дает экономию топлива. Ось может быть поднята и при движении на скользком или обледенелом подъеме, когда сцепления колес недостаточно. На твердой снежной дороге только благодаря вывешенной третьей оси груженый автопоезд «СисуМ-162» может преодолевать 10-процентный подъем. Если при этом еще включить привод на передние колеса прицепа, то он сможет брать и 16-процентные подъемы. Лесовоз снабжен шестицилиндровым 335-сильным дизелем с турбонаддувом и 14-ступенчатой трансмиссией, которая позволяет машине работать в широком диапазоне скоростей (от 3 до 100 км/час). Ведущая ось автомобиля — средняя; помимо центрального редуктора она снабжена колесными планетарными редукторами. -•г ц•5*ФАП-15БВ производственной программе автомобильной промышленности Югославии помимо легковых машин и автобусов важное место занимают грузовики. Среди них — модель «15Б», выпускаемая заводом ФАП. Она оснащена шестицилиндровым дизелем мощностью 160 л. с. при 2200 об/мин и шестиступенчатой коробкой передач. Максимальная скорость автомобиля, весящего без нагрузки 6,3 тонны, составляет 74 км/час. ФАП-15Б может перевозить 9 тонн груза и буксировать прицеп общим весом 14 тонн.1 — манометры давления масла; 2 — рычаг включения гидропривода прицепа; 3 — нагнетающий насос; 4 — масляный бак; 5 — откачивающий насос; 6 — блок клапанов и фильтров; 7 — магистраль холостого хода; 8 — магистрали высокого давления; 9 — гидромоторы.ГПОД ТРЕХКОНЕЧНОЙ ЭМБЛЕМОЙСтарейшая в мире автомобильная фирма «Даймлер-Бенц» (ФРГ) весной этого года устроила в Москве выставку Своих автомобилей, двигателей, оборудования. Среди ее экспонатов находились старинные машины на высоких колесах с проволочными спицами — «Даймлер» 1889 года и «Бенц-Вело» 1894 года. Неподалеку стояли гоночный «Мерседес-Бенц-В196», на котором X. Фанхио в 1954 и 1955 годах стал чемпионом мира, и экспериментальное купе «Мерседес-Бенц-Klll» с четырехсекционным роторным двигателем («За рулем», 1971, № 12), В общем, на выставке можно было видеть три десятка автомобилей, украшенных всем известной эмблемой фирмы. Нынешняя производственная программа фирмы была представлена восемью легковыми моделями (от '• дизельной «200Д» до представительской «600»), автобусами, грузовиками и разнообразными специализированными (лесовоз, бетоновоз, «скорая помощь») и специальными (пожарная, ф екальная , автокран, автовышка) машинами. Кроме них фирма показала большое количество моторов: автомобильных, судовых. Там были 10-цилиндровые дизели (15 950 см 3 , 320 л. с ) , карбюраторные двигатели (8 цилиндров, 3499 см 3 , 200 л. с.) с электронной системой впрыска топлива, дизели с турбонаддувом (6 цилиндров, 5676 см 3 , 168 л. с.) для грузовиков. Много места устроители отвели оборудованию для станций технического обслуживания. Остановимся на особо интересных экспонатах.КОРОТКОС конвейера автосборочного завода в г, Ловеч (НРБ) в прошлом году сошло 8000 «москвичей». В нынешнем году запланировано выпустить 15 000 штук . Венгерский завод «Икарус» в нынешнем году выпустит 7 200 комфортабельных автобусов — на 400 машин больше, чем в прошлом году. Одноосные туристские прицепы к легковым автомобилям пользуются довольно широкой популярностью в ГДР. Завод сельскохозяйственных машин в Торгау планирует в нынешнем году изготовить 3100 таких прицепов грузоподъемностью 300 кг. В 1972 году парк легковых автомобилей в Польской Народной Республике составил 630 000 штук . Одним из самых больших в мире автомобилей сегодня является двухосный карьерный самосвал «Терекс-33-15» канадского филиала «Дженерал Моторс». .Он снабжен 16-цилиндровым дизелем мощностью 2700 л. с , электротрансмиссией и шинами размером 36 , 0 0 — 5 1 . Грузоподъемность машины, весящей 106 тонн, составляет 150 тонн. Длина «Терекса» 12,48 м, высота 6,27 м, ширина 5,6 м.•••Экспериментальный автомобиль 4Л1ерседес-Бенц-К111» 1969 года с четырехрядным роторным двигателем мощностью 350 л. с. при 7000 об/мин. Благодаря столь значительному запасу мощности машина обладает высокими скоростью (до 300 км/час) и приемистостью (разгон с места до 100 км/час занимает 4,8 секунды).В столице Эфиопии Аддис-Абебе вступил в строи шинный завод. Его ежедневная производительность — 200 автомобильных шин и 150 камер. Все оборудование поставлено из ЧССР. Основное сырье для производства покрышек и камер импортируется из Малайзии, Японии и ФРГ. По качеству шины этого завода не уступают мировым образцам.36