/ 1НАСТУПЛЕНИЕ НАДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯмощности с обычным поршневым он примерно на 40 процентов меньше по размерам. Работает плавно и относительно бесшумно. При использовании двигателя Ванкеля под капотом автомобиля остается достаточно места для размещения устройств, снижающих токсичность отработавших газов. Массовое производство такого мотора можно наладить на оборудовании, аналогичном применяемому в автомобильной промышленности в настоящее время. Но у двигателя есть и недостатки. Так. удельный расход топлива у него выше, чем у поршневых моторов, отработавшие газы содержат пока больше токсичных примесей, не разрешены до конца проблемы, связанные с созданием эффективных и долговечных уплотнений, что может повысить стоимость производства и эксплуатации. Тем не менее уже выпускаются японские автомобили «Мазда» с роторнопоршневыми двигателями; фирма «Тоё Когё» предполагает к 1975 году ежегодно продавать в США 500 тысяч этих автомобилей. Концерн_ «Дженерал Моторс» намеревается к 197s году изготовить 2,1 миллиона автомобилей с роторно-поршневыми двигателями. «Форд» надеется заключить с японской фирмой лицензионное соглашение. И только компании «Крайслер» и «Америкен Моторс» не предпринимают никаких шагов в этом направлении. Некоторые инженеры возлагают большие надежды на двигатель, работающий по циклу Ранкина. Разработанный фирмой «Термо Электрон» совместно с концерном «Форд», он по сути дела является паровым, причем рабочее тело (пары органических веществ) находится в замкнутой герметизированной системе. Тем не менее сейчас изучаются и другие силовые устаноы::., но пока еще рано делать какие-либо прогнозы. В числе их рассматривается так называемая гибридная установка, в которую входит небольшой тепловой двигатель, используемый для создания запаса (аккумулирования) электрической или механической энергии. Поскольку в этом случае двигатель используется не для разгона, а лишь для подзарядки электрического или инерционного аккумулятора, он может работать в почти постоянном скоростном режиме. То есть когда обеспечиваются теоретически высокий к. п. д. и низкий уровень токсичности отработавших газов. Паровой двигатель, видимо, пока нельзя рассматривать в качестве серьезного конкурента поршневому внутреннего сгорания. Основными препятствиями к его использованию остаются коррозионная агрессивность пара и отсутствие подходящей рабочей жидкости, которая не теряла бы своих свойств в котле. Газотурбинные двигатели уже применяются на многих экспериментальных автомобилях, но они предназначаются для машин, перевозящих грузы на дальние расстояния. Сейчас кажется маловероятным. что эти двигатели когда-либо будут использованы для легковых автомобилей из-за больших расходов, связанных с переоснасткой заводов и применением дорогих материалов, а также из-за низкого к. п. д. при малых числах оборотов. .Сегодня большая часть средств, отпускаемых для научно-исследовательских работ в автопромышленности, во многих странах расходуется на поиски практических способов уменьшить токсичность отработавших газов двигателей внутреннего сгорания. Такие исследования идут полным ходом во всех «автомобильных державах». О том, насколько сложно решение проблемы, свидетельствует тот факт, что многие заводы и институты .рассматривают возможность использова' ния новых видов двигателей — электрических (см. «За рулем», 1971, № 12; 1972, № 11) и тепловых. Учитывая большой интерес к этим работам, мы перепечатываем опубликованную в американском журнале «Отомотив Индастриз» («Автомобильная промышленность») статью «Возможные заменители поршневых двигателей внутреннего сгорания». Поршневые двигатели внутреннего сгорания еще остаются основными силовыми установками для автомобилей, но они не удовлетворяют пока требованиям по снижению токсичности, поэтому многие ожидают их замены другими силовыми установками. Но существует ли уже замена им и можно ли будет двигатели нового типа изготовить на имеющемся производственном оборудовании, не потребуется ли больших капиталовложений в связи с коренным изменением технологических процессов производства и технического обслуживания? Наиболее реален с этой точки зрения роторный двигатель Ванкеля,. обладаю' щий рядом преимуществ. При равнойТри последних модели «Мерседес-Бенц», образующие так называемое семейство «С» («280С», «280СЕ» и «350СЕ»), снабжены одинаковыми кузовами и различаются лишь двигателями. На первых двух стоят шестицилиндровые (2800 смЗ) моторы мощностью соответственно 160 и 185 л. с , а на модели «350СЕ» — восьмицилиндровый (3500 см3) 200-сильный с электронной системой впрыска топлива. С таким двигателем машина, весящая 1400 кг. разгоняется с места до 100 км/час за 9,5 секунды и развивает скорость 200 км/чао.«Бенц» модели «Вело», выпущенный в 1894 году. Он был снабжен одноцилиндровым двигателем мощностью 1,5 л. с. и мог развивать скорость 25 нм/час. Машина именно этой модели (шасси № 091) была первым автомобилем, появившимся на улицах Москвы. В 1926 году заводы «Даймлер» и «Бенц» объединились, и их автомобили получили марку «.Мерседес-Бенц?.Междугородный автобус «Мерседес-Бенц-0302» на 52 пассажира. Машина снабжена 240-сильным дизелем, размещенным в задней части кузова. При общем весе 16 тонн она развивает скорость 102 км час. Длина автобуса 12 м. Боковины несущего кузова — элементы, наиболее подверженные коррозии, — по заказу могут быть изготовлены из нержавеющей стали. С 1965 года фирма построила свыше 15 000 таких автобусов в 12 модификациях. Значительная часть их экспортирована в Северную и Южную Америку.На выставке был «Унимог» — автомобиль универсального назначения. Он сочетает особенности колесного трактора, легкого грузовика, «джипа» и широко используется в сельской местности. Снабженный соответствующим оборудованием, он может быть приспособлен для уборки снега, движения по рельсам, корчевания пней, работы в качестве стационарного двигателя.