В организациях ДОСААФличныйВКЛАД КАЖДОГОКак обслуживать автомобиль в полевых условиях? Об этом рассказывает курсантам инструктор практического вождения Георгий Николаевич Германов. Фото В. Можарова На пригорке, где от большака начинается поворот на автодром, остановилась видавшая виды «Волга». Григорий Дмитриевич Кравчук вылез из машины, прошелся по обочине, поглядывая в сторону городской окраины. Оттуда вот-вот должна показаться колонна «учебных», и ему, заместителю начальника автомотоклуба, со стороны хотелось посмотреть на действия курсантов. Потому-то и не обратил он особого внимания на «газик», неожиданно притормозивший рядом. Хлопнула дверца. Широко улыбаясь, водитель шел навстречу. — Здравствуйте! — сказал он радостно. — Узнаете? Голомуздов моя фамилия, Виктор Голомуздов. — Постойте, у нас в клубе учились? Ну как же не помнить. Сколько же лет прошло? — Да считайте восемь. Армию отслужил, а сейчас вот в Витебске, работаю по специальности. Первый класс имею. Они постояли, поговорили как старые добрые знакомые, на прощанье Кравчук пожал Виктору руку, пожелал счастливого пути. Короткая, вроде бы будничная встреча. Сколько их бывает у работников Витебского автомотоклуба. И за ними — глубокое уважение воспитанников к своим наставникам. Витебский образцовый хорошо известен не только в Белоруссии. К начальнику клуба М. В. Овсищеру приезжают посмотреть, перенять опыт руководители и преподаватели учебных организаций ДОСААФ из многих городов страны. Бесспорно: высший критерий работы клуба — качество подготовки специалистов. А средняя успеваемость курсантов здесь 4,5 балла, Одно из решающих условий стабильных успехов клуба — умелая организация социалистического соревнования. Если раскроем эту фразу, то увидим такую картину: Витебский соревнуется с коллективом Гомельского клуба, коллективом крепким, опытным, обогнать его — дело нелегкое. Соревнованием в Витебском образцовом охвачены все учебные группы, оформлены соцдоговоры; у преподавателей и курсантов — личные обязательства. Что наиболее характерно в соревновании на нынешнем этапе? С этим вопросом мы обратились к преподавателям, инструкторам, мастерам производственного обучения. Г. Д. Кравчук, заместитель начальника клуба по учебной работе: — Глубоко убежден: весомей, значительней, что ли, стал личный вклад каждого члена коллектива в общее дело. А это очень важно. Из ручейков ведь образуются реки... В. Г. Печенин, преподаватель, мастер спорта: — Когда брал личные обязательства, много думал, как бы в этом, решающем году пятилетки сделать больше и лучше, чем прежде. Задался целью улучшить наглядность каждого урока, дать курсантам больше полезной информации, добиваться, чтобы они самостоятельно решали практические задачи. И. Я. Сивенков, инструктор практического вождения: — Чем важно для меня соревнование? Стараешься не отстать от других, сравниваешь: вот тут мой товарищ лучше, чем я, почему бы мне так не делать? Своим опытом тоже делюсь с другими инструкторами. Сейчас стали больше «нажимать» на практику вождения, оттачиваем мастерство. У нас хороший автодром — тренируем ребят поначалу на нем, потом на городских маршрутах ив полевых условиях. Совершили 150-километровый марш — хорошая практическая школа! Ф. ф. Сосиков, мастер производственного обучения: — В атом клубе я уже пятнадцать лет. Было время, когда теорией больше увлекались. Теперь этого мало, стараемся выработать у ребят практические навыки — разборка, сборка, техническое обслуживание. тренировка на быстроту поиска неисправностей, устранение их и т. п. Призывнику, которому доведется управлять автомобилем в сложных армейских условиях, это здорово пригодится. Ну а раз такое направление, сам стараюсь прежде всего в методике этого дела совершенствоваться. Когда брал обязательства, думал, чтобы на первом плане главное было. Коллектив ведет настойчивый поиск в улучшении учебной базы. В. Г. Печенин оборудовал электрифицированный стенд для изучения правил дорожного движения, С. И. Кухаренко установил аппаратуру для программированного обучения на 32 рабочих места — вот они, эти «ручейки». Круг обязанностей учителя в клубе ныне весьма широк и ответственность велика. Привить юношам любовь к занятиям, правильное, осмысленное отношение к учебе, к дисциплине — дело, требующее души. Мы были свидетелями такого эпизода. Курсант Вячеслав Максимов, когда сами же ребята стали упрекать его в недобросовестном отношении к учебе, отвечал: — Ничего, как-нибудь научусь баранку крутить, и довольно с меня... Услышал этот разговор мастер производственного обучения коммунист Фи ­ липп Федорович Сосиков: — Как-нибудь, говоришь... Я про один фронтовой случай расскажу. Надо было доставить снаряды на артиллерийские позиции. Дорога узкая, петляет по оврагам, ручьи, мосточки через них жиденькие. Противник бьет из орудий, минометов. А у нас в кузовах машин боеприпасы, которые ждут артиллеристы. Жмем что есть мочи, маневрируем. Выдержка, дисциплина, водительский опыт помогли. Вот вам и «баранку крутить!» Конечно, Ф. Ф. Сосиков не ограничился одной беседой. Основательно повозился с пареньком, помог ему стать хорошим курсантом. И это тоже личный вклад в общее дело. У Семена Ивановича Кухаренко «свой» подход к обучению и воспитанию. Можно, конечно, увлеченно заниматься ис отдельными курсантами. Но не нанесет ли это ущерба группе? Преподаватель умеет сочетать одно с другим. Урок ведет доходчиво, держит аудиторию в постоянном напряжении. Как важно убедительно показать взаимосвязь технических знаний водителя и его поведения в различных ситуациях. Возьмем хотя бы тему «Устройство и эксплуатация аккумулятора». Что в ней увлекательного? А преподаватель и здесь сумел перекинуть мостик к человеку за рулем, к дисциплинированности, собранности шофера. Причем сделал это ненавязчиво и не отвлекаясь от основной темы. И налицо эффект — материал усваивается глубже. Можно десятки раз призывать курсантов беречь технику, а можно просто сказать: «Относитесь к автомобилю так, как инструктор Георгий Николаевич Германов». В клубе все хорошо знают, что он работает на своем ГАЗ-631 12 лет. И как работает! Уже не один межремонтный срок перекрыт, а машина по-прежнему на ходу, в полной исправности. Она находится в руках умелого, любящего свое дело специалиста. Вот так постепенно и формируются у курсантов качества, необходимые солдату, военному водителю. ...Идут по дорогам мощные КрАЗы, «уралы», МАЗы, ЗИЛы, бегут юркие «газики». Днем и ночью, в жару и непогодь. И среди тех, кто ведет эти машины, вое- ' питанники Витебского образцового автомотоклуба ДОСААФ. Уверенно держат они руль. Их профессиональное мастерство — на прочной основе. А. ЛЕГШЕЙ, заведующий методическим кабинетом Дома обороны ЦК ДОСААФ БССР г. Минскб