дует заменять коренные подшипники, если зазоры в них превышают 0,1 мм. Неиоправности узлов трансмиссии, расположенных в блоке двигателя, — передней передачи, сцепления и коробки передач — возникают в процессе эксплуатации гораздо реже (обычно после пробега в 30—50 тысяч километров и более), чем неисправности собственно двигателя. Однако при неправильной эксплуатации потребность в ремонте может появиться и раньше, даже намного.ПЕРЕДНЯЯ ПЕРЕДАЧАЦепь и звездочки передней передачи мотоцикла работают в масляной ванне, поэтому срок службы передачи достаточно велик — обычно не менее 30 тысяч километров пробега. Основной причиной, вызывающей ускоренный износ (растялсение) цепи, является регулярное движение на высших передачах с малыми скоростями — менее 45 км/час на четвертой передаче и менее 35 км/час на третьей. Особенно вредна для цепи работа двигателя «анатяг», рывками на подъемах. Для сохранения цепи, звездочек и двигателя надо своевременно,переключать передачи при езде на пересеченной местности, не допуская движения на малых оборотах коленчатого вала (ниже примерно 2000 об/мин). Вытяжка цепи передней передачи обычно не проявляется какими-либо внешними признаками, однако приводит к ускоренному износу звездочек. Поэтому рекомендуется проверять ее состояние при каждом случае, когда снята левая крышка картера. Допустимая стрела прогиба одной ветки цепи при натянутой другой — не более 10 мм. При замене изношенной цепи внимательно осматривают зубья ведущей звездочки и барабана сцепления. Если заметны следы износа (уменьшение толщины и ширины зуба более чем на 0,2 мм, «саблеобразная» форма зубьев), следует заменить звездочки. В противном случае новая цепь быстро вытягивается и приходит в негодность. По этой же причине нежелательно устанавливать новую звездочку или барабан сцепления без замены изношенной цепи.дисков после стоянки, да и то лишь если применяется густое масло (например, МС-20). Поэтому для смазки коробки его рекомендуется разбавлять веретенным или применять менее вязкие масла, такие, как АС-10 летом и АКЗп-6 или АС-8 зимой. Неисправности сцепления проявляются, как и на всех мотоциклах, двояким образом: либо оно не полностью включается (пробуксовывает), либо на полностью выключается («ведет»). Если регулировкой механизма выключения (внешней или внутренней) не удается избавиться от неполадок, сцепление приходится разбирать. Пробуксовка сцепления (вообще говоря, относительно редкая неисправность) может быть вызвана сильным износом ведущих дисков, ослаблением пружин или, вероятнее всего, износом поверхностей пазов ведущего барабана, по которым перемещаются зубцы ведущих дисков, до образования на этих поверхностях неглубоких продольных канавок. Ведущие диски (с пробковой накладкой), изношенные до толщины 3,5 мм, и ведомые диски (гладкие), уменьшившиеся по толщине на 0,5 мм, необходимо сменить. Если же пробуксовка сцепления вызвана износом боковых поверхностей пазов ведущего барабана (допустимый износ примерно 0,5 мм), то лучше всего сменить барабан. Причиной неполного выключения сцепления является обычно сильный износ штоков выключения сцепления или пазов ведущего барабана. Ускоренный износ штоков является, как правило, следствием длительного движения или стоянок у светофоров с выключенным («выжатым») сцеплением. Если на торцах штоков образовались лунки диаметром 1,2—2 мм, лучше сменить штоки, так как в дальнейшем концы их от перегрева в результате трения могут даже привариться к шарикам.робки из-за неточной подборки дистанционных шайб подшипников, в том числе и подшипников коленчатого вала. Поэтому при появлении признаков неполного включения передач следует сначала определить осевое перемещение («игру») коленчатого вала и, если оно превышает 0,10—0,15 мм,— проверить осевые зазоры валов коробки, сняв левую крышку картера и крышку механизма переключения передач. Увеличенные люфты валов ликвидируют, осаживая наружные кольца их подшипников внутрь картера (после снятия стопорных колец) и устанавливая дополнительные дистанционные шайбы. Чтобы не «пережать» подшипники, сначала замеряют осевую «игру» валов и подбирают шайбы соответствующей толщины, а затем на эту величину осаживают подшипники (обязательно при помощи монтажного стакана, чтобы предупредить их перекос). Для проведения этой операции с правыми подшипниками коробки необходимо снять ведущую звездочку и сальник со вторичного вала и выбить крышку подшипника первичного вала. Левые подшипники можно осадить, полностью разобрав сцепление. После всего этого обязательно проверяют легкость переключения передач и, если необходимо, несколько увеличивают зазоры, слегка ударяя через алюминиевую или медную выколотку по торцам валов. Прежде чем осаживать подшипники коленчатого вала, надо снять генератор, правый сальник и звездочку передней передачи. Осаживание подшипников требует значительных усилий, особенно с левой стороны вала, что при неаккуратном выполнении может привести к перекосу подшипника и ускоренному его износу. Поэтому браться за эту операцию стоит лишь тогда, когда из-за осевого зазора вала возникают стуки при работе двигателя или маховик генератора задевает правую крышку картера (обычно при зазорах более 0,25—0,4 мм). В случае же, если увеличены осевые зазоры валов коробки передач, лучше, наоборот, скорее принять необходимые меры, чтобы уберечь кулачки шестерен от ускоренного износа. Механизм переключения передач новой (с 1968 года) конструкции значительно проще и надежней старого. Он не требует регулировки и редко бывает неисправен. Д. КОЧЕТОВ, инженерКОРОБКА ПЕРЕДАЧ И МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯНеисправности этих узлов у мотоциклов, выпущенных до 1968 года, были описаны в августовском номере журнала «За рулем» за 1968 год, поэтому мы остановимся на тех из них, которые встречаются ив новой модели. Чаще всего — это неполное включение или самопроизвольное выключение передач. Обычная причина — увеличенные осевые люфты валов коСЦЕПЛЕНИЕЭтот узел обычно не доставляет неприятностей водителям «Паянонии». Пожалуй, единственное, что создает неудобство, — склонность к слипанию«БАЛАТОН-ТАТРА»Второй год словацкое издательство «Правда» и венгерское издательство «By туристик» совместно организуют автомобильное ралли «Дружба» с участием журналистов ЧССР и ВНР. В прошлом году они стартовали в Татрах (ЧССР), а финишировали на озере Балатон (ВНР), ныне же трасса шла в обратном направлении. На Балатоне собралось 60 экипажей журналистов и гости — представители прессавтоклубов Болгарии, ГДР, Румынии, СССР и Югославии. Ралли прошло как праздник автомобильной прессы братских стран. Почти на всем пути следования стояли тысячи людей, приветствуя автомобили, которые несли на себе знакомые названия газет и журналов. В руках зрителей можно было видеть флажки с эмблемой ралли — их раздавали шедшие впереди специальные машины. Особенно много зрителей собиралось в городах, где по ходу движения проводились дополнительные состязания — фигурное вождение. Однодневное 500-километровое ралли завершилось в живописном месте, в Высоких Татрах, неподалеку от города Липтнев Микулаш. Трем победителям в командном и личном зачетах в каждом классе автомобилей (а таких классов было шесть) были вручены кубки с эмблемой ралли. Организаторы сделали все, чтобы журналисты могли лучше познакомиться друг с другом, поделиться опытом работы, обменяться информацией. Журналисты возложили венки к подножию памятника советским и чехословацким воинам, павшим при освобождении Липтнев Микулаша, где фашисты оказали яростное сопротивление в последние дни войны.