БЕЗОПАСНАЯ СКОРОСТЬНа скользкой дорогеСамое важное при трогании с места — это не допустить слишком сильного скольжения. Поэтому начинаем движение при малых оборотах двигателя, очень осторожно отпуская сцепление. В момент, когда почувствуем, что автомобиль скользит, .сразу же слегка уменьшаем «газ», а сцепление оставляем в том же положении без изменений. Затем при смене следующих передач — второй на третью и третьей на четвертую — можно давать полный «газ» и передачи переключать молниеносно. В процессе разгона возможны боковые заносы, и надо сразу же навстречу им слегка действовать рулем (как показано на рисунке). Заносы приводят к существенным потерям .скорости. Но на покрытиях скользких или щебеночных нет другой возможности энергично разогнать автомобиль. Важно, чтобы эти заносы были возможно меньшими. Так как практически нельзя удержать автомобиль на границе потери сцепления с дорогой, то мы вынуждены эту границу часто переходить; тогда молниеносно немножко сбавляем «газ» и снова прибавляем. Таким способом в течение всего разгона удерживаем автомобиль возможно ближе к границе сцепления, отклоняясь от нее в обе стороны с минимальной амплитудой. На скользких дорогах все операции выполняйте аккуратно. Твердо помните: нельзя при переключении без соответствующего нажатия на педаль «газа» резко отпускать сцепление. Иначе мгновенно окажетесь вне дороги. Много раз видел, как на скользком покрытии автомобиль по неизвестным, казалось бы, причинам вылетал с дороги. Разговаривал с водителями и получал примерно одинаковые ответы: «Абсолютно не понимаю, что случилось. Неожиданно без всякой вины с моей стороны автомобиль начало заносить». Посмотрим, так ли это. Разгоняем автомобиль на второй передаче, на которой можем ехать до 60 км/час. Хотим перейти на третью (не забыли, что надо выполнять это крайне осторожно?). Переключаем, как учили на курсах: отпустили педаль «газа» и выжали сцепление. Двигатель сейчас работает на холостых оборотах. Полагаем, 600 или 700 оборотов в минуЯр ту. Если сейчас включим третью передачу и отпустим резко сцепление, неизбежно наступит блокировка задних (задний привод) или передних (передний привод) колес, либо одного из них (работа дифференциала). В любом из этих случаев начинаем кружитьея. Момент этот крайне опасен, так как двигатель работал на слишком низких оборотах. Ведь помните, педаль «газа» не была нажата. Отпуская сцепление, мы соединили ведущие колеса с двигателем. Если число его оборотов будет равно числу оборотов колес с учетом передаточного отношения, соответствующего включенной передаче, это не приведет к неприятным последствиям. Если обороты двигателя достигли 6000 на второй передаче, то после переключения на третью требуется около 3500—4000, то есть число, близкое к оборотам максимального крутящего момента. Ну а если в такой же ситуации быстро вращающиеся колеса «натолкнулись» на значительно меньшие обороты двигателя? Наступает противоборство сил: колеса пытаются раскрутить двигатель до больших оборотов, а тот стремится уменьшить скорость вращения колес. Без труда молено предсказать результат: победителем выйдет двигатель. Чтобы при закрытой дроссельной заслонке поднять его обороты с 700 до 3500, нужна большая сила. А откуда она возьмется? С ведущих колес? Но ведь они скользят и почти не создают никакой силы! На шершавом покрытии, обеспечивающем хорошее сцепление колес с дорогой, скольжение будет небольшим: запищит резина, автомобиль немного затормозит, и больше ничего не случится. На поверхности же скользкой, со слабым сцеплением такой ход событий исключен: колеса не будут в состоянии раскручивать двигатель даже в первые две-три секунды. Наступит скольжение ведущих колес или одного из них. Может наступить и частичная блокировка колес; вместо требуемых, например, 200 оборотов колеса в минуту, что соответствует 6С км/час, они дойдут до 5, что практически соответствует скорости, близкой к нулю. Наступит акольжение. Чтобы избежать его, нужно после включения третьей передачи перед отпусканием сцепления нажать педаль «газа» и увеличить обороты двигателя — в нашем случае до половины максимальных.Собеслав ЗАСАДАностям. В моей практике было два таких случая. Последний — лет десять назад. Считался уже известным раллистом. На промерзшую поверхность дороги после дождя выпал снег. Ровный прямолинейный участок. Как всегда, тороплюсь. Дорожные знаки, предупреждающие о проведении работ на дороге, заметил слишком поздно. На спидометре моего ФИАТ-600 скорость немного больше 100 км/час. Двигатель был несколько форсирован, — значит, максимальная скорость около 125 км/час. Начал осторожное торможение: переключаю передачи с четвертой на третью и, не задумываясь, отпускаю сцепление. В этот самый момент автомобиль, как волчок, начинает крутиться на дороге. Мне здорово повезло. Спасли меня каменные призмы и щебень, прикрытый снегом. С дороги не вылетел, а повреждения кузова оказались минимальными. Переключение передач сверху вниз, исключая езду в гору, когда «слабеет» двигатель, связано с необходимостью уменьшить скорость. На горизонтальной дороге, если впереди появилась какая-то неровность, препятствие, переключаем передачи 'вниз, одновременно .помогая тормозами. Вспомним ситуацию, приведенную раньше, и представим себе все в обратном порядке. На третьей передаче у нас скорость, допустим, 70 км/час. Мы хотим включить вторую, эта скорость будет соответствовать максимальным оборотам двигателя для второй передачи. Иначе говоря, с 700Переключение передач с высшей на низшуюКогда возникает потребность переключения передач с высшей на низшую при торможении двигателем, надо помнить, что на скользкой дороге маневр этот опасен. Неумелые действия часто приводят к неприятПервый, второй и третий отрывки из книги — в журнале «За рулем», 1973, № 2, 4 и 6.37