24
25
Изучаем новые Правила дорожного движенияНАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ, МАНЕВРИРОВАНИЕПрежде чем начинать движение от места остановки или стоянки, водитель всегда должен убедиться в том, что его маневр не создаст помех другим участникам движения. Выезжая на любую дорогу с прилегающей к ней территории (автозаправочная станция, промышленное предприятие, автохозяйство, трамвайное депо и т. п.) или из двора, он обязан уступить дорогу всем транспортным средствам, которые движутся по этой дороге, и пропустить пешеходов. В таких местах знаков, обязывающих его по-ступать именно так (1,6 и 2.15), может и не быть, поскольку сам пункт 84 Правил устанавливает только такой порядок. Уже начав двигаться и перестраиваясь из ряда в ряд, водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно в прямом направлении. Необходимо обратить внимание на одну распространенную, особенно среди мотоциклистов, ошибку. Правила не запрещают им двигаться по полосе в два ряда, поскольку в противном случае неоправданно снизилась бы пропускная способность проезжей части. Но это не значит, что при маневрировании в пределах полосы движения они могут не подавать предупредительные сигналы. Вспомним, что при разметке больших городских магистралей ширину первой от тротуара полосы, которая часто используется для движения маршрутных автобусов, троллейбусов, остановки и стоянки, доводят до 4,5—5 м. Маневрирование в пределах такой ширины без подачи предупредительных сигналов может привести к печальным последствиям. Так что необходимо твердо придерживаться правила — всегда, при любых маневрах на проезжей части подавать предупредительные сигналы. Как это было и раньше, новые Правила при взаимном перестроении в соседних рядах предоставляют преимущество водителю, находящемуся справа. Таким образом, и здесь сохраняется аналогия с основным принципом проезда перекрестков равнозначных дорог. Пункт 87 Правил требует перед поворотом налево занять крайнее левое положение на проезжей части данного направления, а при правом повороте — двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части. Как согласуется это положение с разрешением остановки и стоянки в непосредственной близости от перекрестка, а в некоторых случаях и на нем самом (пункт 99 Правил)? Действительно, Правила не запрещают остановку и стоянку в5 метрах от пересекаемой проезжей части перекрестка. С учетом этого требованию «двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части» может удовлетворять и положение транспортного средства во втором ряду. Таким образом, Правила в подобной ситуации фактически разрешают поворот направо из второго ряда (но не со второй полосы!). При большой ширине полосы, как уже указывалось выше, по ней возможно движение в два ряда, и поэтому транспортное средство, находясь во втором ряду, может оставаться полностью или частично на крайней правой полосе. Поворот же со второй полосы (а не из второго ряда) возможен лишь при наличии перед перекрестком знака 4.8 «Направления движения по полосам» или соответствующей разметки. Выполняя на перекрестке повороты налево или направо, водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с перекрестка не оказаться на полосе встречного движения. Правила не устанавливают, на какую полосу должен выехать водитель, заканчивая левый поворот: все зависит от количества полос и ситуации на перекрестке. Однако и здесь следует по возможности придерживаться общего принципа — не занимать левые полосы, если свободны правые. Заметим, что Правила дорожного движения не связывают траекторию движения при левом повороте на перекрестке с тем, обозначен его центр или нет. Если движением на перекрестке управляет регулировщик, он сам указыва-Водитель трамвая, выезжая из депо (территория, прилегающая к дороге), уступает путь гужевой повозке.ет водителю способ выполнения поворота. При отсутствии регулировщика водители выбирают траекторию движения сами с учетом лишь одного условия, о котором сказано выше, — при завершении поворота транспортное средство не должно оказаться на полосе встречного движения. Левый поворот (разворот) вне перекрестков при недостаточной ширине проезжей части пунктом 88 Правил в виде исключения разрешен из крайнего правого положения. Предварительно надо, конечно, пропустить все транспортные средства, движущиеся в попутном и встречном направлениях. Почему в Правилах указывается именно (крайнее правое положение? Потому что очень часто прежде, чем развернуться, водитель вынужден притормозить, осмотреться, а такая остановка не у края проезжей части представляет серьезную помеху остальным, дезориентирует других водителей, создавая впечатление, что транспортное средство остановилось изза какой-либо неисправности. Несколько слов о движении задним ходом. Ранее действовавшие правила содержали перечень мест, где движение задним ходом запрещалось. Новые требуют от водителя лишь одного — убедиться, «что этот маневр не создаст помех для движения и будет безопасен» (пункт 90). Следовательно, в необходимых случаях допускается движение задним ходом и на перекрестках, например при заторе на пути или при развороте, когда иным путем выполнить его неНа многополооной дороге водитель, выполняющий обгон, должен вернуться на свою полосу, если она свободна, ко может остаться на левой полосе, если по возвращении ему пришлось бы сразу начинать новый обгон.Поворачивая на перекрестке, водитель не должен выезжать на проезжую часть встречного направления.В зоне действия знака «Обгон запрещен» разрешается обгонять велосипеды и двухколесные мотоциклы без колжскя.U При любом перестроении (вправо или влево) водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, которые движутся в прямом направлении попутно.При повороте налево зодитель должен занять крайнее левое положение на проезжей части данного направления.При одновременном перестроении в соседних рядах преимуществом пользуется водитель, находящийся оправа./-,удается. В зависимости от ситуации во ­ дитель может убедиться в безопасности маневра сам ( н апример , выйти из автом обиляи осмотреть участок дорогипо ­ зади) или прибегнуть кпомощидругого лица (пешехода, пассажира).ОБГОНПод обгоном Правила дорожногодви ­ жения понимают «опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное свыездом из занимаемого ряда. Д вижение транспортных средств одного ряда с большей скоростью, чем транспортных средств соседнего ряда, не рассматривается как обгон» (пункт 9). Н апомним , что старыми правилами любоеопереже ­ ние в рядах квалифицировалось как об ­ г он . Теперь обязательным элементомипризнаком обгона является выезд из занимаемого ряда, а перед этим надо пропустить тех, кто движется с более высокойскоростью по полосе, на кото ­ р ую вы собираетесь выехать. На доро ­ гах, и меющих по одной полосе для дви ­ ж ениявкаждом направлении, совершая обгон , водитель, к ак правило, выезжает на полосу встречного движения , и вэтом , собственно, заключается одна из главных опасностей такого маневра. П о ­ этому, п режде чем начать обгон , вы должны осмотреть дорогувпередии убедиться, что водитель транспортного средства, д вижущегосяперед вами, сам не начинает обгон , а встречная полоса свободна и просматривается на расстоя-На участках с ограниченной видимостью обгон запрещен с выездом на полосу встречного движения, но разрешается в пределах проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении.нии, р авном по крайнеймере пути об ­ гона. К сожалению , при определении пути или времениобгона водители часто ошибаются, полагая, что достаточен небольшой участок. В действительности, к огдаобгоныпроисходят при сравнительно небольшой разнице в скоростях, путь обгона оказывается очень большим. Представление о пути обгона при различном соотношении скоростей обгоняем огоиобгоняющего автомобилей дает приводимая здесь таблица. Как видите, путь обгона меньше, к ог ­ да скорость обгоняющего существенно превышает скорость обгоняемого . При малой разнице междускоростями , а такж епривысокомабсолютном значении самих скоростей путь обгона резко возрастает. Конечно, о бгон — один из наиболее сложныхманевров , и поэтому Правила в этой части весьма строги. В частности, п еред началом обгона необх одимо подать сигнал поворота, вне населенных пунктов для предупрежденияобобгоне разрешается подать звуко ­ вой сигнал, а в темное" время суток до ­ полнительным предупредительным сигналом может служить переключение света фар. Пункт 93 Правил категорически запрещает водителю обгоняемого транспортного средства «...препятствовать обгонуповышениемскорости или иными действиями» (под иными действиями понимается втом числе и изменение положенияобгоняемого транспортного средства на проезжей части, зат рудняющее обгон). Х орошо , если обго ­ няемый водитель даст понять обгоняю ­ щ ему , что он уступает дорогу. Таким сигналом может служить приглашающийжеструкой или включение правого указателя поворота. Вы, наверное, обратили внимание, что Правила определили обгон как маневр, связанный свыездом из занимаемого ряда, и поставили на этом точку, не досказав привычногоо возвращении вп режний ряд. Это не случайно, ибо так ой фазы вобгонеможети не быть. Пункт 94 сформулировал условие, при котором на многополоснойпроезжей части можно остаться на левой полосе на законном основании. Оно таково: если с учетом скорости движения по возвраще ­ нии на ранее занимаемую полосу водителю придется сразу же начинать новый обгон , он может остаться на левой полосе, не создавая при этом помех трансп ортным средствам, д вижущимся за ним с более высокой скоростью . Это не относится, понятно, к обгонусвыездом на полосу встречного движения . Потому что втаком случае обгон превращается просто в езду по левой стороне, что Правилами запрещено. Новые Правила сняли многие ограничения обгона, существовавшие прежде . Так, теперь не запрещается обгонять на мостах, путепроводах, эстакадах, на пешеходных переходах, в зоне действия предупреждающих знаков. Не запрещен обгон на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых, но в последнем случае только при условии, что вы движетесь по дороге , которая является главной по отношениюкпересекаемой . На любых перекрестках Правила не запрещают обгонять велосипеды и двухколесные мотоциклы без коляски, как ив зоне действия знаков 2.18 и 2.19. П о - п режнему запрещен обгон на же ­ л езнодорожных переездах иближе 100 метров перед ними, запрещен «двойной обгон», о бгонвконце подъема и на других участках с ограниченной видим остьюсвыездом на полосу встречного движения . Наконец, нельзя обгонять и на перекрестках равнозначных дорог , к роме случаев, о которых упоминалось выше. М. АФАНАСЬЕВ, член Межведомственной комиссии по разработке Правил дорожного движенияСкорость обгоняемого автомобиля, км/час 30 40 50 60 70 80 90 100Скорость обгоняющего автомобиля, км'час 40 50 60 70 1 80I 90 I !168 217 289 411 654 13831(100ПО1120Длина пути обгона, м 281— — — — — — —196 434174 286 621— —— — — — —167 242 392 842— — — —166 224 321 514 1095— ——172 214 274 363 512 809 1702177 215 266 338 455 624 982 2056183 218 263 324 409 536 748 т : -п25