мы едем но>ЖИГУЛЯХ«что регулировку зазора лучше проводить при вывешенных передних колесах, тогда легче почувствовать легкость вращения руля. Если такой возможности нет, следует затягивать винт понемногу, каждый раз пробуя управление при движении автомобиля. Непривычно тугой руль ухудшает маневренность и может привести в опасной ситуации к большим непри-Недавно, выполняя служебное за• Я!ТНОСТЯМ. При осмотре ходовой части обнарудание, мы совершили на «Жигулях» жили заметное перемещение передпробег, превышающий 5000 километних колес в поперечном направлении. ров. Из-за сложившихся обстоятельств Чтобы определить причину, один из нам пришлось гнать машину почти нас покачивал колесо к себе и от секак на ралли, не выходя из нее иногбя, а другой поочередно прикладывал да более суток. Двигатель останавлипалец к подвижным узлам соединевали только на время, необходимое для заправки бака. Нас было двое, . ния колеса с кузовом. Так удалось установить, что виноваты верхние шаропоэтому пока один вел машину, друвые опоры рычагов. Поскольку люфт гой отдыхал, а временами и спал, если пальцев в них по нашим измерениям позволяла дорога. А она была разной: ровной и широкой, где мы спо' составил около 0,5 мм, менять опоры не было необходимости '(допустимым койно ехали со скоростью 120 км/час, считается зазор до 0,8 мм). После проузкой с выбитым покрытием и коварбега мы не обнаружили заметного ными ямами и, наконец, горной, заувеличения люфта пальцев. ставляющей часто тормозить, переключать передачи и точно маневрироШаровые опоры год-два назад довать. Мы уже хорошо знали возможвольно часто бывали предметом обности «Жигулей», поэтому не удивсуждения среди владельцев «жигуляемся, что машина безболезненно лей». Высказывались сомнения в их перенесла такую в общем-то тяжелую работоспособности без частой смены гонку. . . смазки. Ныне, когда долговечность опор значительно увеличена {см. «За Собираясь в дорогу, мы, хотя и не рулем», 1972, № 10), о них вспоминазаметили каких-либо неисправностей, ют, пожалуй, только «старые» влаВсе же поставили машину иа осмотродельцы «жигулей». В редакцию привую канаву и тщательно проверили ходит от них много писем с вопросостояние всех узлов, находящихся сами, а также предложениями о репод днищем. Когда покачивали рукамонте и обслуживании опор, отдельми продольную тягу рулевой трапеные из которых являются ошибочныции, услышали негромкие стуки в леми. Поэтому представляется целесовой части машины. Скоро установиобразным рассказать здесь о правильли: исходят они из рулевого механизном способе ремонта. ма, что подтвердилось при резких поворотах рулевого колеса на небольшой Напомним, что шаровые шарниры угол. Причиной оказался увеличенрассчитаны на длительный срок ный зазор между роликом и червяком службы и не нуждаются в замене механизма. На устранение излишка з заложенной в них смазки до пробега зазоре потребовалось несколько ми50 тысяч километров, если, конечно, нут: отвернули контровочяую гайку не повреждены их защитные чехлы. регулировочного винта, завернули неНекоторые владельцы «жигулей», промного винт так, чтобы исчез стук, а шедших более 50—80 тысяч километрулевое колесо при этом поворачива,ров, утверждают, что им удалось обеслось легко, затянули тайку. Все это печить такой пробег благодаря ежеописано в инструкции, прилагаемой к годной замене смазки в шарнире автомобилю. Стоит только добавить, (через отверстие для пробки). Это моРис. 1. Верхний шаровой шарнир: 1 — обойма вкладыша; 2 — верхний рычаг подвески; 3 — корпус подшипника; 4 — дистанционная (компенсирующая) шайба; 5 — Подшипник; 6 — резиновый вкладыш (опорное кольцо); 7 — защитный чехол; 8 — поворотный кулак; 9палец. Рис. 2. Таким должен быть зазор перед окончательной сборкой шарнира.жет соответствовать истине, если смазка за это время приходила в негодность из-за попадания в нее воды и грязи вследствие плохой защиты шарнира. После того как установлено (при помощи измерительных приборов), что зазор в опоре превышает 0,8 мм, шарнир снимают и заменяют новым. В противном случае наступает нарушение углов установки колес, вызывающее интенсивный износ шин и ухудшение управляемости и устойчивости автомобиля. Если приобрести новый верхний шарнир не удалось, можно попытаться отремонтировать старый. Для этого разъединяют сваренные в трех точках (рельефной сваркой) корпус 3 (рис. 1) и обойму 1. Это можно сделать сверлом с твердосплавными пластинами или аккуратно, не деформируя плоскостей, разрубить стык зубилом. Все детали шарнира, кроме резинового вкладыша, промывают бензином и тщательно осматривают. Если подшипник и обойма не имеют видимых дефектов ((местного большого износа, трещин, раковин и т. п.), шарнир можно отремонтировать установкой дистанционной шайбы 4 между подшипником (его еще иногда называют сухарем или вкладышем) и пальцем. Нужную толщину шайбы определяют так. Собирают шарнир, предварительно смазав его детали тонким слоем смазки ШРВ-4 (ТУ 38-1-01-35-70), закрепляют палец в тисках и несколько раз нажимают руками на корпус 3. Отпустив его, измеряют зазор между плоскостями обоймы и корпуса {рис. 2). Если он находится в пределах от 1 до 1,5 мм, нужна шайба толщиной 1 мм; если зазор меньше 1 мм, ставят шайбу толщиной 1,2 мм. В случае, когда такими шайбами ' невозможно создать зазор 1,5—2,5 мм (именно он обеспечивает необходимое поджатие резинового вкладыша), шарнир ремонту не подлежит, и его следует заменить. Шайбу внутренним диаметром 20 и наружным — 30 мм Изготовляют из стали, обладающей после термообработки высокой твердостью (например, сталь 45, У-8 и др.). Соединяют корпус с обоймой, в зависимости от возможностей, сваркой (дуговой — в виде.прихватки по стыку или точечной), заклепками (впотай с обеих сторон) или болтами с гайками. Шарнир предварительно собирают, заполняют его полости смазкой ШРБ-4 и стягивают тремя ранее снятыми болтами крепления к рычагу. Если шарнир собирают .при помо-' щи болтов, то потайные их головки располагают со стороны обоймы, а для размещения гаек сверлят отверстия или вырезают пазы во фланце защитного чехла. Устанавливая чехол, заполняют треть его объема смазкой ШРВ-4. При использовании точечной сварки смазку в шарнир вводят после сварки, вывернув предварительно заглушку в его верхней части. Отремонтированный таким образом шарнир служит достаточно долго и надежно. Это объясняется тем, что поверхности деталей уже приработаны и дальнейший их износ замедляется. Б. СИНЕЛЬНИКОВ, инженерг345_т^,1 щ41ш==Гт 1'шшлf л ^ „1рщц18