26
27
только одниСУТКИК азалось , что здесь разорваласьми ­ на. О ниглубоко не вшиваются в земл юипоэтому не оставляютбольших воронок. Зато осколки летят почти вровеньсземлейипоражают все на своем пути . Л ошадьлежала , подогнув передние ноги , в ытянувшеюивывернув голову. О ткрытыйглазголубел отраженн ым небом. И редкие снежинки, прилипая к нему, оставались белыми. У разбитой телеги кто-то счудовищнойсилойвырвалзаднюю ось вместе с подушкой и унес как добычу. Один из убитых 'мешковато уткнулся вземлювозледороги . Д ругой — расп ласталсянажесткомполотне шоссе. В быстро наступавшихсумеркахбыло не разобрать , где кровь , а где пятна не то масла , н е то мазута . Т акимзастал место происшествия следовательШмелев . И .как ни 'спешили он, а втоинспекторБогословскийи начальник райотдела внутренних делК урдюбов , н очьдогнала . И стала тор опливопрятать все, что еще можнобылоразглядеть , з а что-то зацепитьсяивыйти на тропку , которая может привести к преступнику. С ветяфонариками , о нипочтина кол еняхстаралисьразобратьсяв путан ице следов машин , п рошедшихзадень по трассеЛипецк — Ч аплыгин . И нспек ­ тор не имел при себе каталогасри ­ с ункамипротекторовразных транспортн ыхсредств . Он держалихвпамяти . -г- «Ка-семьсот», — с казал Богос ловский , — т рактор «Ка-семьсот». — И подумав , д обавил : — Н о не исклю ­ чено и «Урал триста семьдесят семь». А втомобиль . У нихоченьпохожи рисунки колес. Да и удар был ничего себе. К урдюбовпорацииподнял свой лич ­ н ый состав райотдела : — Всем — п о хозяйствам! Осмотреть трактора и автомобили марок К-700 и «Урал-377». И скатьследыпо ­ в реждений от наезда . Н еупуститьни одной подозрительной вмятины , царапины. Он знал , ч тосейчас все зависит от расторопности его людей . От ихстара ­ н ияизоркости . И онипонимали это. «Если изнашегорайона , н икудане денется. А если не из нашего? — разм ышлял Курдюбов. — Да ивнашем не однасотнятракторовимашин . Одну проверяешь , .а надругой , м ожет , с леды замазывают».Поздний рассвет началсяс повторного осмотра . Все такжегорбиласьпередкомтелега . Ветерок играл привой окаменевшей лошади. Погибших увезли еще ночью. И всю ночь искали машину. «Хорошо, не повалил снег», — д умалШмелев , и дяпо следу. Он шел , н е отр ывая взгляда, о трисункаколесна дороге. Ш ел быстро. Ч ерез сто шагов свернул на проселочную дорогу. И здесь вдругувиделсвежиещепки . Деревянные осколки телеги. «Молодец Богословский , не ошибся . Но почемуосколкиздесь ? » Ш мелев под обралихдлясравнения . А след звалдальше . Н апроселкерисунокстал один окими оттого более четким . Ш мелевужебежал , р азрешая себе передышки на быстромшагу . А в это время его товарищи двигал ись от машиныкмашине . О пускалисьв смотровые ямы , ощупывали взглядом и руками 'каждую вмятину. Счищали грязьскрыльевиколес . Л истали пут евки . З адавали вопросьг. С верялимар ­ шруты и часы. Искали... . : Позади километр. Пошел второй. Шмелев думалс тревогой: «Сейчас выскочуна шоссе Липецк—-Лебедянь, и все ! П ропадет след. З атеряется . А дальше куда?» Н оганаступиланабумажки . Он поднял, отряхнул, пробежал глазами... Есть новый след!^. 1^*^^^^^^ ^^•^"^—и^ЯА* ^^"^45^«^я&Ьм ^^^^о^w^fiAb *о^^^^*a i ^ E ^ т^^^^о*м££«^ ^^^^о*я^икь *о^^^^*«^НАь 'о^^^^*«.^йшЬм ^^^^^*—^д^~. Ч5^"^Ч^—^^b^ta. ^У^""^№^^ib^bb ^^В^"^*^^ДЛ ^^"""^^^•••8* ЧРКОГДА ВОДИТЕЛИ ПРИНИМАЮТ ЛЕКАРСТВАВ минувшем году московское издательство «Медицина» выпустило на русском языке книгу известного австрийского ученого Гуго Глязера «Автомобиль, самолет и .медицина». В предисловии к ней, написанном членом-корреспондентом Академии медицинских наук СССР профессором Б. Петровым, есть такие слова: «Книга профессора Гуго Глязера может быть полезной для большой категории лиц — для тех , кто обучает технике вождения автомобиля, кто садится за руль, кто организует движение в городах... К нига призывает к бдительности. Нужно, чтобы опасность, которая нарастает из года в год, была известна людям, чтобы каждый был настороже и принимал меры к тому, чтобы избежать несчастного случая». Полностью разделяя эту мысль, редакция хочет предложить своим читателям отрывок из новой книги . Вопрос, который в .нем поднят, редко освещался в печати и, как нам кажется , заслуживает внимания.Современные условия жизни привели к значительному росту потребления лекарств, большему, чем когда-либо в прошлом. Водители автомобилей часто тоже находятся под их воздействием. Возникает вопрос: не отражается ли это неблагоприятно на способности водителя упр авлять автомобилем? Врачи, з анимающиеся этим вопросом.г-ч •^» ^^^^^l^ *о^^^^* ^^^S3^ ^3^""*^* m^^S^^. ^^"^^Р м^^ЗаЬм. о^^^^* м^^^нЬ^ "^^^^^должны ответить на него утвердительно. Это можно подтвердить типичными примерами, но, в то же время, эта проблема очень сложна. Многие автомобилисты находятся под постоянным врачебным наблюдением по поводу какой-нибудь определенной болезни и ежедневно, а иногда и по несколькуразв день вынуждены принимать лекарства. Это люди, страдаюи««кБЬм чэ^^"^^щие сахарной болезнью, люди с высоким кровяным давлением, невропаты, подверж енные припадкам. Но гораздо большее число людей принимаетлекарства без всякого врачебного контроля, и никто не разъясняет им, что некоторые лекарства могут повлиять на их способность управл ять автомобилем или мотоциклом. Особенно следует указать на успокаивающие средства, на такназываемые транквилиз аторы . Многие принимают их отчасти потому, что уних « р асшатаны нервы», отчасти потому, что принимать такие успокоительные, средства теперь модно. Эти препараты большей частью содерж ат снотворное. Но при управлении автомобилем или мотоциклом, конечно, нельзя выть в сонливом- состоянии. А есть лекарства , о казывающие противоположное действие, они не дают человеку заснуть ивызывают даже своего рода возбуждение. Уже одно это состояние уменьш ает уверенность в себе, ослабляет некоторые сдерживающие начала, осторожность водителя. Люди, с традающие , например, сенным насморком (на эту сезонную болезнь жалуются очень многие), принимают опрс. деленные лекарства , к оторые тоже действуют успокаивающе, а для человека, си-"О^^^С'О^^^'С^^^™С^^^^^*БОЛГАРИЯ. Р асширяется сеть автомобильных дорог в стране. Начато строительство крупнейшей из них — «Золотой перстень» протяженностью около 1000 километров. Ведутся работы по сооружению двух ее важных участков — «тракия» и «Хемус», к оторые свяжут столицу Болгарии с Варной и Бургасом. Ширина дорожного полотна позволит машинам двигаться со средней скоростью 100 км/час. Впервые в Болгарии в сложн ых условиях будут проложены туннели и построены виадуки для транспортных развязоквразных уровнях. В будущем предполагается соединить Варну и Бургас первоклассной дорогой «Черное море», к отораязамкнет это большое кольцо. Кроме того, в разных районах страны будут введены встрой 1300 километров дорог местного аначения .ПОЛЬША. 1973 год — в ажный этап вразвитиии модернизации автомобильных дорог. В первую очередь реконструи руются магистрали, которые соединяют столицу спромышленнымицентрамистраны . Планируется к 1977 году приспособить все шоссейные дороги для движения тяжелых грузовиков. В целях повышения безопасности к концу этой пятилетки будет построено около 400 километров кольцевыхразвязок , туннелей и путепроводов.АВСТРАЛИЯ. С октября этого года водительские права сможет получить лишь тот, кто умеет не только водить автомобиль, но иоказать первую медицинскую помощь пострадавшему.26 . . . — От кого выдолжныбыли получ ить этот iгруз ? — опросил следователь бухгалтера районной конторы « С ельхозтехники ». — И з области. От нашейзавозной базы, — ответил удивленный бухгалтер, — н омыже его получили . — Когда? — Вчера. — К то привез груз ? — Сейчас узнаю... П росвирин . — П окажите счет-фактуру. — Ш оферсказал , ч тозабыл счет на 'базе, п ришлетпозже . — П ришлет ? Н е этот ли ? — и показ алнайденныйна дороге документ . — Откуда он у вас? — еще больше удивился бухгалтер. — Где Просвирин ? — Н е знаю. Приехал и уехал. Сотрудники областной ГАИПанасо вич и Фурсов выехаливЛипецк . Т амбаза . Т амгараж . И тамдолжна быть машина . Т олько бы неукатилавновый рейс. «Урал-377» н еушелв рейс. Они успел и . И приступилик его осмотру. Прос виринымзанялся следователь. — П очемуне сдали счет-фактуру в Добровское отделение? — спросил Шмелев. П росвиринзнал , что будут искатьимашинуиееводителя . Н ои когда удирал, бросив умиравшихна заснеженн ом шоссе, и когда выворачивал карманы в поисках проклятой фактуры, н адеялся , ч то уйдет от ответственнос ти : мало лимашин на дороге. Е му удалось сдать груз и вернуться вЛипецк . Но он почувствовал, к ак другой, более тяжкий_ груз легна его плечи. И счет за него не потеряешь . Предъя вят . И хотя готов был отпираться, вопрос следователя прозвучал неожиданно. «Откуда узнали про счет? В конторе? Н окакдо нее добрались? Впрочем, сейчас проверяют все машины...» П росвирин передохнул. Облизнул губы. — З абыл на базе. А что? — Н а базе, говорите. Нет. В ы потер яли счет на дороге. «Где? Где я его обронил ? ! — замет алсявдогадкахПросвирин под взглядом следователя. — Н еужелиу повозк и ? А можету них и счета-то нет?» Но следователь предъявил документ. — Т ак где жевы его потеряли ? . . А заодно скажите , к удадели ось от телеги? «И про ось докопались ? » — совсем растерялся Просвирин. — Ничего не знаю... К акаятелега ? Тогда Шмелеввыложил на стол и щеп очки . Д еревянныеосколки «взрыва» на трассе Липецк — Ч аплыгин . — Н а той же проселочной спрятали... Д ля чего? Просвирин сдался. — От удара ось под передним крыл омоказалась . . . Когда остановился, реш ил спрятать...Они выехалик месту аварии . Просвирин сам отыскаливыдал ось. Когда приближалиськ месту происшествия, его охватил страх. Теперь понемногу отпускал. Оттого ли, что перед глазами не оказалось мертвых, и ли оттого, ч торешился говорить только правду, стало полегче. — А люди где? — спросил он со слабой надеждой : вдруг живы ? — В морге люди. — Ответ следователя был не строг, скорее грустен. Он ужеостыл от суточной гонки, старт которой дал рисунок колеса «Урала-377», а зафиксировалфиниш — арест преступника. Гонки со временем. Где не всегда погоня, но обязательно зоркость, находчивость, логика. Все это осталось позади, преступление раскры ­ лось за сутки, а потому все казалось простым илегким . Мимо проезжали редкие машины . П ритормаживали . Одна лихо остановил ась . Д ажепрошла юзом. Молоденький водитель с сигареткой в зубах спросил также лихо: — Т воя работа? П росвиринзлопокосился на беспечного парня . Тот согнал слицаухмылку , выплюн ул сигаретку и, осторожно тронув машину, п окатил своим путем. В. ВИНОГРАДОВ, .следователь по особо важнымделам МВД СССР•fl^SAb '^^"D*OM^EAte ^^^O*dO^Shta 45^^*0*#^fiQbk *^ЫшЬъ ^ ^ ^ ^ ^ Ъ^^^О*Г"^иЙРЬ ^ Q L #^|ВЬъ ^ ^ ^ * ^ ^ ^ ^ * ^ Ю^^^^*аИ^ЗЗЬм 'O^^*^П^£«^^. 4^^^^^^^£^. '^^^'o*a^fi^^ta. ^5^^^!*m^^Bb ^™"^^^шЗ^^~ *^^^^U*дящего за рулем, это иногда представляет опасность. Есть люди, которым приходится управлять автомобилем, несмотря на то что они плохо переносят автомобильную езду вообще. Они также вынуждены принимать какие-нибудь лекарства против укачивания, в которых часто содержится снотворное. Если у такого водителя появится сонливость, т о не придется удивляться тому, что он окажется виновным в несчастном случае. Даже некоторые средства от кашля и болеутоляющие таблетки содержат примеси. вызывающие упомянутое нежелательное действие. Из лекарств, ограничивающих годность водителя к управлению автомобилем, надо назвать не только транквилизаторы, но и другие, тоже относящиеся к группе психофармакологических средств. Помимо наркотиков в последнее время появилось много лекарств, действующих на психику человека возбуждающим или угнетающим образом. К сожалению, водители не знают, что принимать такие лекарства во время работы или перед работой для них опасно. Такие лекарства иногда вызывают состояние, напоминающее шизофрению. Они могут вызывать даже галлюцинации, а что последние означают^^^^^L ^^^^^^» ^^^£|^№ ш^О^ь^ *о^^^^ ^^«З^^м ^^^^^* *^^^^^* м^^Е^ьдля человека, сидящего за рулем, легко себе представить. Лекарства эти назначают прежде всего при плохом настроении, апатии и явлениях усталости; одни препараты повышают тонус человека, другие действуют успокаивающим, усыпляющим образом. Водитель должен остерегаться также антигистаминных препаратов, которые помогают не только при сенном насморке, но и при всех аллергических явлениях. Однако только очень немногие знают об их отрицательном действии на способность управлять автомобилем, поэтому водителя надо предостеречь от пользования ими. Если человек подвергся даже кратковременному наркозу, например для удаления зуба или вскрытия нарыва, то он на некоторое время становится неспособным к управлению автомобилем, ибо кратковременный наркоз понижает физическую и умственную работоспособность. Наркотические средства выводятся из организма медленно, и полная годность к управлению автомобилем часто восстанавливается только через сутки. В результате исследований Дюссельдорфской медицинской академии было установлено, что около 11 процентов всех^^£Е^ьводителей, потерпевших в ФРГ аварии. находились под действием лекарств. Это совсем не малое число. В академии придерживаются мнения, что, например, после кратковременного эвипанового наркоза водитель не должен садиться за руль в течение суток, хотя сон, вызванный этим средством, продолжается очень недолго. Далее обратили внимание на то, что 'способность к управлению автомобилем или мотоциклом понижается от приема не только наркотических, снотворных, болеутоляющих и успокаивающих средств, но и от препаратов, понижающих аппетит. А так как последние в настоящее время широко применяются для борьбы, с ожирением, то это обстоятельство тоже не лишено значения. Это относится также к вспрыскиваниям инсулина людям, страдающим диабетом: ведь внезапное и быстрое уменьшение содержания сахара в крови у водителя приводит к затемнению сознания вплоть до его полной потери. Все это я считаю необходимым довести до сведения водителей, т ак как подавляющее большинство их не представляет себе, что они могут стать виновными в несчастье именно из-за приема лекарств.^^£Е^^*^^^^^'3^^^^^^^^^^*^^^^^*м^^Е^ь^^^^о*a^Si^teс^£^^^ ^^^^^^ ^^^^^^^^^Х^^««££^ta. _ ^ ^ ^ ^ L ^^^^^^ ^^^^^^ *с^^^^^^^^^*^^^ОЯ^Ъ. *5^^"^^^ОЕ^^*^^fiC^^ ^^^^^о* *^^^^Ч*АНГЛИЯ. Интересны данные, полученные английской дорожно-исследовательской лабораторией об эффективности тех или иных мер по улучшению дорожных условий. Оказывается, наибольший эффект дает замена пересечений в одном уровне Т-образными примыканиями дорог, отстоящими одно от другого достаточно далеко. Эта мера снижает аварийность на 85. процентов. На 70 процентов — улучшение автомагистралей на кривых участках трассы, на подходах к мостам и путепроводам. В то же время считавшиеся ранее самыми необходимыми мероприятиями для повышения безопасности движения: устройство разделительной полосы, улучшение условий видимости на перекрестках и освещенности дороги — снижали аварийность лишь на 30 процентов каждое.США. Краевые полосы на дорогах, выложенные из светлого камня или асфальтобетона, покрытого светящимися материалами, приводят к существенному снижению аварий. Они являются оптическими границами дороги, облегчающими водителям точное определение ее ширины и направления, особенно на поворотах. Такие полосы позволили снизить на американских дорогах общее число происшествий на 19 процентов, со смертельным исходом — на 35, а в ночное время — на 37 процентов. ФРАНЦИЯ. Исследования, проведенные на дорогах страны, показали, что из 100 водителей 80 начинают различать дорожные знаки чере.ч 6 — 7 секунд после ослепления светом встречной машины,остальным 20 требуется приблизительно 30—40 секунд. Другими словами, при скорости порядка 90 км/час они на протяжении приблизительно километра пути практически управляют автомобилем вслепую. Результаты эксперимента заинтересовали не только дорожников, но и медиков. Делаются попытки найти средства, которые могли бы уменьшить этот эффект. ШВЕЦИЯ. По данным управления безопасности движения, в городах в 1972 году зарегистрировано 945 смертельных: случаев, связанных с автомобильным движением. За последние 15 лет автомобильный парк страны увеличился на 1250 тысяч машин.27