г новости*со6ышия*факты•ПОКУПАЮТ АВТОМОБИЛЬ..Не так давно эти слова приходилось слышать нечасто. А сегодня? Новенький ВАЗ или «Москвич» у подъезда дома — к артина обычная во многих городах и селах. В первом году пятилетки автолюбителям было продано на 82 процента больше машин, чем в 1970 году, а в 1972 году в индивидуальное пользование поступило на 70 процентов больше автомобилей, чем в 1971 году. Парк личных машин неуклонно растет. В Москве он уже перевалил за 100 тысяч . В заверш ающем году пятилетии встране будет продано населению 740 тысячлегковых автомобилей. Фото В. ШиршоваНА СТРОЙКЕ НУРЕКСКОЙ ГЭСВесной 1973 года были пущены первые агрегаты Нурекской ГЭС. Гидроэлектростанция в высокогорном районе Советского Союза дала промышленный ток. Но темпы работ на важнейшей энергетической стройке пятилетки не снижаются. Идет наращивание одной из выс очайшихв мире плотин ГЭС — ее высота 300 метров. Тракторы, сверхтяжелые грузовики, э кскаваторы , с креперывыполняют огромные объемы земляных работ. Об их масштабах дает представление публикуемый здесь снимок. Множество автомобильной и дорожностроительной техники собрано на стройке. Для Нурекской ГЭС даже специально был спроектирован и изготовлен прицеп-тяжеловоз ЧМЗАП-5540 грузоподъемностью 300 тонн, пока что единственный в СССР. Его назначение — п еревозкатяжеловесных неделимых негабаритных грузов, необходимых строящимся гидроэлектростанциям. А что такое неделимый груз, хорошо знают транспортники «таджикгидроэнергостроя», в распоряжении которых эта техника. У них уже есть опыт пер евозоквусловиях горных дорог грузов длиной 37 м (и весом от 70 до 135 т. Это экскаваторы , т рансформаторы , бар абаны котлов, трубы, генераторы. Новый прицеп испытывался летом 1972 года на трассе ОрджоникидзеабадНурек, изобилующей крутыми поворот амии продольными уклонами дороги до 9 —11 процентов. Прицеп ЧМЗАП-5540 состоит из двух грузовых тележеки двух несущихгрузовых балок, между которыми подвешивается груз.Чтобы транспортировать такой прицеп (он перевозитсразу по девять трансформаторов), нужны пять тягачей типа МАЗ-543. Автомобили в Нуреке перевозит строительные материалыи механизмы, насыпают плотину, обслуживают рабочих. Водители МАЗов, КрАЗов, БелАЗов с честью носят звание строителя Нурекской ГЭС. Фото В. БровкоРАДИОЛЮБИТЕЛИ - АВТОЛЮБИТЕЛЯМДве недели взалах московского Политехнического музеяработала XXVI Всес оюзнаявыставка творчества радиолюбителей-конструкторов ДОСААФ, которую организовали Федерация радиоспорта СССР иЦентральный радиоклуб СССР. Она проходила под девизом: «Радиолюбители — 50-летию СССР». Ныне, пожалуй, не найти области чело . веческой деятельности, где не применя ­ лись бы радио или электроника . Давно уже находится всфере их действия и автомобиль. Сначала появились приспособленные радиоприемники, а затем иприборы для разных систем, к оторые стали вытеснятьтрадиционные механичес киеилиэлектромеханические конструкции. И на этой выставке было представлено немало экспонатов, в той или иной степени касающихся автомобилей. Конструктор А. К инжалов изготовил электронный блок, состоящий из системы зажиганияи регулятора напряжения . Три батареи КБС-Л, п итающие блок, позволяют пустить двигатель автомобиля без аккумулятора с помощью рукоятки . Сигнализатор износатормозных колодок представил Ю. Дронь. Принцип действия его прибора основан на замыканиивмонтированныхв колодки контактов при предельном износе накладок. Устройство, созданное радиолюбителем В. Вахиревым, дублирует сигнальные приборы. Если шофер начнет засыпать за рулем, у меньшится сила, с которой он сжимает рулевое колесо. Чуткий прибор уловят это изменение и включит звуковую сигнализацию. Так же он среагирует на аварийныепоказания давления итемпературы масла и воды, на включение указателей поворота и ручного тормоза. Многим водителям такой прибор мож етоказать неоценимую услугу. Вмешалось радио ив охрану трансп ортных средств. Г. Антоненко сконструировал радиосторож, состоящий из передатчика иприемника . Передатчик вклю. чается при открытии дверей автомобиля и работает в прерывистом режиме (он снабжен часовым механизмом). Сигналы передатчикапринимаются приемником, на выходе которого включено исполнительное реле. Питается передатчик от батарей, п риемник — от сети. Все описания экспонатов выставки хранятся в Центральном радиоклубе СССР по адресу: 123362, Москва, Д-382, Волоколамское шоссе, 88. Они содержат краткие технические сведения ипринципиальные схемы. З аинтересованные лица и учреждения могут за плату получить их копии.НАГРАДЫ СОВЕТСКИМ ФИЛЬМАМ НА КОНКУРСЕ В ЗАГРЕБЕПодсчитано, что автомобильный паркнашейпланеты растет вчетверо быстрее, чем ее население . Это обстоятельство ставит множество серьезных проблем, г лавнаяизкоторых — безопасность дорожного движения . Причины дорожныхкатастроф — часто в недосмотре, легкомыслии людей, п ренебрежении простыми и надежными правилами движения. Ж изньпоказала , что важное место в арсенале средств пропаганды этих правил, способов воздействия на рассудок человека, его чувства, наконец, на его естественный инстинктсамосохранения занимает кино. Вот почему среди многочисленных международных кинофестивалей появился иконкурс короткометражных фильмов по безопасности дорожного движения. Проводятся такие фестивали каждые два года в Югославии. Ч етвертый по счету состоялся 10—12 мая этого года в Загребе. В « е мприняли участие 17 стран Европы, Америки и Азии, п редставившие на суд международного жюри 119 кинофильмов, п освященныхсамым различным аспектам проблемы «Человек, автомобиль, дорога». В этом конкурсном пок азе участвовал и Советский Союз. Два нашихмультипликационных фильма были отмечены наградами: ф ильм «Три квитанции» получил бронзовый приз фестиваля, а «Любитель порядка» — специа льный диплом. Эти картины созданы наКадр изфильма «Любитель порядка».Гг^щ$0>9Ч.Кадр из фильма «Три квитанции».студии «Союзмультфильм» режиссерами В. Караваевым и Л. Каюковым по сценариям Г. Кушниренко. А. Г УЩИН , старший госавтоинспектор ГАИ МВД СССР2. «За рулем» № g