•оборотов (напоминаю: педаль «газа» не нажата и обороты упали) двигатель должен после отпускания сцепления сразу же набрать 6000 (а не как при разгоне 3500 с тех же 700). Это, безусловно, ситуация гораздо более опасная. Чтобы взбежать блокировки ведущих колес, то есть скольжения, необходимо перед тем, как отпустить педаль сцепления, нажать педаль «газа» с тем, чтобы повысить обороты двигателя, в нашем случае примерно до максимальных. Это означает, 'что обороты должны по крайней мере соответствовать скорости вращения колес или быть несколько выше, чтобы двигатель хотя бы минимально увлек автомобиль при смене передач. Выжимаем сцепление и переключаем передачу, нажимая соответственно на педаль «газа», чтобы увеличить обороты двигателя. Когда они окажутся в непосредственной близости к оборотам, соответствующим включенной передаче и скорости движения автомобиля, можем сразу отпустить сцепление — и ничего плохого не произойдет, не появится ни малейшего скольжения. Если вместо этого обороты двигателя были бы существенно ниже скорости вращения колес, то ведущие были бы вынуждены увеличить обороты двигателя — наступило бы скольжение. Об этом нужно помнить яс абсолютной точностью оттренировать переключение передач вниз, не допуская блокирования колес. Большую помощь здесь может оказать тахометр. В ином случае полагайтесь на интуицию. При спортивной езде тахометр является самым необходимым прибором. Гонщики все время обращаются к тахометру и почти никогда к спидометру, потому что скорость их мало интересует. При некоторых навыках можно безошибочно определять ее по оборотам и включенной передаче. Возвращаясь к переключению передач вниз, запомним: чем больше скорость движения, тем будет более опасным момент отпускания сцепления — даже при сухом покрытии, тем тщательнее и точнее следует выравнивать обороты двигателя со скоростью вращения колес. Переключение передач вниз связано также с торможением автомобиля. Наиболее эффективно торможение на границе сцепления, на границе юза. Однако, чтобы уловить эту границу,приходится ее слегка переходить. Молодые водители, которые, тормозя, думают, что вот-вот наступит блокирование колес и скольжение, то есть уже наступила граница оцепления, в подавляющем большинстве случаев не доходят до этой границы на 30 — 40 процентов. Или, наоборот, тормозят слишком сильно, приводя к блокировке колес. Нажимая педаль тормоза, надо чутьем уловить момент, когда торможение дойдет до границы скольжения первого из колес, и в случае его возникновения молниеносно слегка уменьшаем давление на педаль и сразу же снова увеличиваем. Само собой разумеется, придется не один раз быстро среагировать поворотом руля, чтобы противодействовать возникающим заносам. Не все четыре колеса одновременно окажутся за границей сцепления — только одно из них. Об этом надо всегда помнить. Нет таких тормозов и нет практически такой ситуации, чтобы все .четыре колеса одновременно были подвержены одинаковому действию: тормоза держат с минимальной разницей, а каждое из колес находится на четырех разных точках поверхности. И пусть разница минимальна, но она существует, и значит какое-то колесо заблокируется раньше. Хороший водитель должен почувствовать (первый момент потери сцепления : своевременное распознавание влияет на характер последующего движения. Может возникнуть сомнение: если одно из колес потеряло сцепление, а три еще его сохраняют, то это не так еще плохо... Очевидно, неплохо при плохо отрегулированных тормозах. В случае торможения одного заднего колеса среагируем рулем, и тогда такое торможение может оказаться даже более действенным. Но если за-блокируется переднее, например, правое колесо, то это уже плохо: автомобиль понесет вправо, и, несмотря на поворот руля, торможение не улучшится.крутом подъеме, если движемся на третьей передаче, переключаем на вторую в тот момент, когда скорость упадет не более чем на 10 процентов ниже максимально допустимой на второй передаче. Как производится переключение? Только при движении на подъем переключение на низшую передачу может быть выполнено без отпускания педали «газа» (подобно тому, как для разгона при езде раллийногоночной). В этой ситуации такой прием прост в выполнении и не опасен для двигателя. Целесообразно именно с таких упражнений начать тренировки смены передач при открытой дроссельной заслонке. Пример. Наш автомобиль имеет тахометр. Едем в гору на третьей передаче. В результате преодоления подъема двигатель «слабеет», автомобиль начинает терять скорость. Обороты падают. Стрелка спидометра приближается к границе максимальной для второй передачи скорости. Тахометр в этот момент показывает 4000 оборотов. Переход на вторую передачу при полном открытии дросселя в зависимости от быстроты выполнения манипуляций рычагом переключения .приведет к повышению оборотов. А это нам и нужно, чтобы обороты выросли вплоть до максимальных. Для сравнения отметим: при разгоне автомобиля маневр выглядит совсем иначе. В этом случае переключение на высшую передачу происходит при максимально допустимых на предыдущей передаче оборотах. Запас безопасности по оборотам • здесь минимальный, практически равный нулю. Допустим, на третьей передаче скорость автомобиля приближается к границе максимально допустимой. Тахометр показывает уже 6600—6000 оборотов. Понятно, что в этом случае переключение передач при открытом дросселе — задача сверхтрудная. Напомним: при движении а гору недопустимо давать скорости падать значительно ниже максимальной для той передачи, на которую собираемся переходить, потому что при преодолении подъема встречаем значительное сопротивление, и автомобиль очень легко теряет скорость. И наконец, замечание общее: при движении в гору поочередно сменяем передачи сверху вниз, максимально используя каждую из них.Переключение передач вниз при езде в горуЗдесь надо принимать во внимание крутизну подъема и нагруженность автомобиля. При большой загрузке иГЭКЗАМЕН НА ДОМУОтветы на задачи, помещенные на стр. 29 эппилировщик при необходимости может отменять любые предпи1 сания разметки, дорожных знаков, сигналов светофора (пункт 67). V. По новым Правилам остановка и стоянка запрещены лишь ближе 5 метров от края пересекающихся проезжих частей дорог, и, если бы перед перекрестком не было обозначенного пешеходного перехода, автомобиль мог бы стоять в этом месте. Но в 5-метровой зоне перед таким переходом никто останавливаться и стоять не имеет права, стало быть, в показанном положении (менее 5 метров до перехода) стоянка автомобиля запрещена (пункт 99г). VI. Стрелки на линзах светофоров напоминают о возможных на этом перекрестке направлениях движения только при разрешающем сигнале светофора. Ни при красном, ни при желтом ни в одном из показанных направлений двигаться нельзя (пункт 52). VII. На горных дорогах в условиях гололедицы запрещена всякая буксировка транспортных средств (пункт 131в). 1ечно, VIII. При выезде из гаража на автомобиле должны, конечно, >звраработать обе фары. Но Правила не обязывают водителя возвраI з темщаться в гараж при выходе из строя правой фары даже в темI ное время суток. Он может достичь цели поездки или места стоянки и уже там устранить неисправность (пункт 166).LПравильные ответы — 3, 4, 7, 9, 12, 14, 16, 20 I. Эта табличка указывает расстояние до места, на которое распространяется требование дорожного знака. Перед перекрестком соответствующий знак есть, но его дублер иногда тоже необходим, чтобы водители могли заранее перестроиться в нужный ряд, если поворот не осуществляется по нескольким полосам проезжей части (пункт 31). II. В показанной ситуации нет ничего необычного: просто, когда светофор на какое-то время выключают, очередность проезда перекрестка регулируют дорожные знаки. В периоды работы светофора они, естественно, не действуют, и водители должны руководствоваться сигналами светофора (пункт 59). III. Левый поворот на перекрестке разрешен, ибо перед нами знак 3.1д. Но выполнять его надо не из левого ряда, а с заездом в специальный «карман». ГОСТ на дорожные знаки предусмотрел подобные ситуации записью о том, что на знаках 31 изображения стрелок могут «соответствовать требуемому пути движения». IV. Останавливаться надо обязательно, даже если в светофоре горит разрешающий движение сигнал. Дело в том, что регу*_ аааамш шоашмввцааш» шш^^шшшт^т щшщшш^^^^я^ «а»38