А ^рамного экрана, проекционной системы и устройства управления вращающимся диском макета ландшафта. Кабина служит для обучения основам техники вождения — манипуляциям со всеми органами управления, троганию с места, переключению передач, ведению автомобиля на прямых, на поворотах влево и вправо, торможению, остановке, обгону и управлению при движении задним ходом. При этом к существенным преимуществам надо отнести активность обучаемого — он сам создает дорожные ситуации и принимает решения, будто управляет реальным автомобилем. Кабина, изготовленная из дерева и стеклоткани, установлена на специальном основании и может быть повернута на 180 градусов (для отработки заднего хода). В нормальном, основном положении кабины поле зрения обучаемого ограничено полукруглым экраном-стенкой, причем сиденье находится в фокусе экрана. Он снабжен каркасом из тонкостенной профильной стали и покрыт листами из специального материала. Проекционная установка крепится на стальной конструкции. Место водителя в кабине оборудовано всеми элементами управления и контроля, которые бывают в стандартной легковой машине. Органы управления в кабине тренажера требуют от шофера таких же усилий, как и соответствующие органы реального легкового автомобиля. К примеру, сопротивление рычага переключения передач такое же, как в действительности; то же относится к педалям сцепления, тормозной системе и акселератору. Особое внимание уделено конструкции рулевого управления. Усилие на руле точно воспроизводится в зависимости от скорости, эластичности пневматических шин при трогании, движении на поворотах, а также когда машина стоит на месте. В задней части кабины находится электронное устройство, которое в своих логических цепях оценивает манипуляции обучаемого с педалью сцепления, педалью акселератора, рычагом переключения передач, с педалью ножного и рычагом ручного тормозов. Конструкция электронного устройства отвечает требованиям наиболее современной технологии. Кабина оборудована, кроме того, специальной кулисой, которая воссоздает шум движущегося автомобиля в кабине водителя в соответствии с различны-зуй^ЯЭз»>£mми условиями, например при разной скорости, разных оборотах двигателя. Проекционная установка кабины состоит из точечного источника света и макета ландшафта с показанной на нем автомобильной дорогой. Макет выполнен в масштабе 1 : 1000 и спроецирован на полукруглый экран в цветном изображении. Поле зрения водителя равно 110 градусам. Устройство управления теневой проекционной установкой находится над головой обучаемого и несет дисковый макет ландшафта. Электронные импульсы, сопровождающие деятельность водителя, усиливаются электронной системой и преобразуются в устройстве управления в механические усилия, которые задают скорость и направление проецирования. На столе преподавателя расположены четыре контрольные панели, которые переключаются на отдельные кабины. Преподаватель (инструктор) может одновременно связаться со всеми обучаемыми в отдельности при помощи микрофона — у каждого из них над головой находятся два небольших репродуктора. На контрольной панели каждой кабины размещены указатели, при помощи которых инструктор может следить за «симулируемой» скоростью (в километрах); за цифрой, показывающей включенную скорость; за манипуляциями с педалью муфты сцепления, с тормозной педалью, с педалью акселератора, с рычагом ручного тормоза. Если автомобиль съезжает с дороги, показанной на теневой проекции, то это регистрируется счетчиком как ошибка. Предусмотрена арматура для присоединения магнитофона, который умещается в ящике стола. В зависимости от принятой методики обучения программу, записанную на пленке, можно передавать как приказы отдельным обучаемым. Проекционная установка, как уже сказано, является дополнением к тренажеру. Она применяется для тренировки при помощи учебного (инструктаж ного) звукового фильма. Обычно это 16-миллиметровые пленки, воспроизводящие сложные ситуации движения транспорта в большом городе, снятые из движущегося автомобиля. Размер экрана зависит от расстояния между ним и проектором. Это 100X120 см. Тренажеры пользуются большой популярностью у тех, кто впервые садится за руль. Они полезны для закрепления навыков и опытным водителям. Ю. ПОУР, кандидат технических наук г. ПрагаПисьмо в редакциюЗАКОЛДОВАННЫЙ КРУГЗа последние годы в организациях ДОСААФ подготовлены десятки тысяч шоферов-любителей. Еще больше людей желают стать обладателями прав на управление автомобилем. Да и как может быть иначе — автомобильная промышленность стремительно наращивает темпы производства, и с каждым днем расширяется продажа автомобилей населению. Учитывая это, Госплан СССР выделяет для ДОСААФ гораздо больше машин на учебные цели, чем раньше. Ежегодно к нам поступает по 500—600 «Жигулей» для курсов автолюбителей. Этому бы только радоваться, если бы не одно «но». Вполне естественно, что на учебных автомобилях ряд деталей, узлов и агрегатов выходит из строя раньше, нежели у машин, работающих в обычных условиях. У «Жигулей» быстрее изнашиваются шарнирные соединения рулевых тяг, детали сцепления, коробки передач и тормозной системы. Бывает, что эти детали и узлы выходят из строя и по производственным причинам в пределах гарантийного срока эксплуатации. Во всех этих случаях автомобили, причем подчас совсем новые, приходится ставить к стене, так как организации ДОСААФ не располагают даже элементарными возможностями для их восстановления, главным образом из-за отсутствия запасных частей. Получается заколдованный круг: станции техобслуживания ВАЗ учебные автомобили в гарантийный ремонт не берут, ссылаясь при этом на то, что гарантийные сроки на автомобили для учебных целей, равно как и для спорта, не распространяются; другие СТО объединения «Автотехобслуживание» ремонтируют машины только индивидуальных владельцев с оплатой наличными суммами по прейскурантам розничных цен. Что же касается учебных организаций, то финансовые расчеты за техобслуживание и ремонт машин они могут производить только по безналичному расчету и по прейскурантам оптовых цен. Настало время решить этот вопрос. Нельзя допустить, чтобы почти новые автомобили из-за мелких неисправностей стояли месяцами «на приколе», а тысячи людей бесконечно обивали пороги организаций ДОСААФ, чтобы поступить на курсы. Нам думается, такое положение не может не обеспокоить и руководителей ВАЗа: ведь хорошо обученный водитель, пользующийся машиной «Жигули», будет эксплуатировать ее технически грамотно, а это значит, что и станциям техобслуживания автомобилей ВАЗ работы поубавится, будут сэкономлены запчасти, сотни, а то и тысячи часов рабочего времени, а с ними — и немалые государственные средства. Г. ПРОНИН, старший инженер отдела ГСМ и эксплуатации наземной техники ЦК ДОСААФ СССР•юкШШ i / \ ^ ^ | Г , "Д—•—"6•ляп ИРтоЩЮдЯ' Яш К ' Ж йгТ ^2"Схема размещения элементов тренажера в классе: 1 — поворотная кабина АТ-70; 2 — теневая проекционная установка; 3 — панорамный экран теневого проецирования; 4 — стол преподавателя; 5 — проектор; 6 — экран проекционной установки.11