кто...Принять меры к более широкому проведению соревнований спортсменов — владельцев автомобилей, мотоциклов, моторных лодок, проводить с ними розыгрыши кубков и призов ведомств и общественных организаций. И;( Постановления III пленума ЦК ДОСААФ CCv"P В этой корреспонденция речь пойдет снова о воспитании спортом. Соревнования, которые мы посещаем, — будь то мотокроссы, гонки по льду или гаревой дорожке, — обычно оставляют след в памяти. В самом деле, нельзя не восхищаться, когда видишь то, чем славен моторный спорт, — власть человека над техникой, скорость, отвагу, ловкость. И все же, к ак бы ни был велик эмоциональный Заряд от «эффекта присутствия», он не может сравниться о «эффектом участия». Пусть это будет не вихревая гонка, а простейшее «мастерство вождения», для того, кто участвует в состязании, — это всегда испытание его воли, его умения, его решимости. Вот Цочему наше внимание привлекло сообщение из Челябинска о готовящихся там соревнованиях, которые в общем не укладывались в привычные каноны, хотя в элементах своих и не представляли - ничего необычного. Челябинский горком ДОСААФ, областной клуб автомототуристов пригласили всех желающих, всех, кто водит мотоцикл, выйти на старт, чтобы выявить лучших мотоциклистов города. Соревнования на личных мотоциклах — не новость. Фугурку «крутят» повсюду, а военизированное однодневное многоборье на призы «За рулем» завоевало признание в республиках — вошло во Всесоюзный календарь. Челябинцы предложили свой вариант со-'у й'шШг^.\Шт•• 'V:':fe: ,i4!ЬТ#У»1 : WF^Шк.^ш;V.ШШ1if:Победитель А. Савельев.классе350 CMSА. Мамонтов, показавший результат в классе 175 см3.лучшийстязаний для мотолюбителей — доступный, простой ив то же время разноплановый, увлекательный. Не скроем, мы давно вынашивали идею таких общедоступных соревнований, в которых мог бы стартовать каждый, нисколько не опасаясь ни за себя, ни за свой мотоцикл. И вот мы в Челябинске. На большой площадке возле Дворца спорта «Юность» закончены приготовления — размечены трассы, развернут передвижной пневматический тир, п рибыли ^ , w работники ГАИ. Для участников, а многие из них новички, все интересно. Стараясь не пропустить ни слова, слушают они объяснения главного судьи о программе многоборья. Она включает четыре элемелта: несколько упражнений фигурном вождения — «восьмерку», «тоннель», «зигзаг», «эстафету», «трамплин», — стрельбу из пневматической винтовки, состязание «медленная езда» и вопросы по Правилам движения. Когда слушаешь судью — все кажется совсем просто. Но вот первый старт, второй, третий, и оказывается, это далеко не так, оказывается, у всех есть пробелы в Мотоциклетном образовании: о них говорят сбитые ограничители. Обидно, конечно, но еще не все потеряно. ТК ребята стараются не подкачать на стрельбе, на трассе «мей» ленной езды», в ответах на вопрос® работников ГАЙ. Не всем удается ровно пройти через вое испытания, да разве это главное. Никто не забудет этот первый в жизни старт, его радости и волнения. Каждый расскажет о нем друзьям и близким, будет гордиться тем, что сам стал участником мотоциклетных состязаний. И в этом приобщении к спорту рядовых мотоциклистов и заключается, на наш взгляд,6 большой смысл челябинского эксперимента. <«*»• я Мы не беремся судить о том, насколько совершенна программа многоборья, хотя участники единодушно оценили ее как «очень интересную». Вполне вероятно, что где-то предложат и другие, более рациональные варианты. Одно лишь ясно: открытые старты, состязания на звание лучшего мотоциклиста города должны быть несложными в организации и разнообразными по содержанию. В каждом городе, районе — сотни, тысячи мотоциклистов. Площадку для таких соревнований можно найти повсюду. Ограничители для упражнений по фигурному вождению (кстати, их требуется не так уж много) легко изготовить своими силами — как это сделали челябинские автомототуристы. Рулетка и ведро с мелом для разметки всегда найдутся. Не составляет большого труда и доставить на площадку передвижной тир для стрельбы из пневматической винтовки, а если его нет, стрельбу заменит метание гранаты. К судейству с успехом можно привлечь несколько опытных спортсменов. Всегда помогут организовать конкурс на знание Правил движения работники ГАИ. Важно только, чтобы было желание провести соревнование у тех, кто по служебному и общественному долгу призван заботиться о массовости мотоциклетного спорта. Мы имеем в виду руководителей первичных, районных и городских организаций ДОСААФ, работников опортивно-технических клубов и автомотоклубов и многих других. Старты в Челябинске определили лучших мотоциклистов города. Ими стали два рабочих паренька, два Александра — призывник контролер ОТК Мамонтов (класс .175 см3) и слесарь Савельев (350 см 3 ), которые получили кубки нашего журнала. Занявшим второе и третье места вручены призы горкома ДОСААФ и областного клуба автомототуристов. Говоря об этих соревнованиях, нельI зя умолчать ио просчетах, допущен' ных организаторами. Делается это вовсе не для того, чтобы укорить людей, осуществивших полезное и хорошее дело, а чтобы их последователи не повторяли ошибок. На старты возле Дворца спорта «Юность» вышло намного меньше участников, чем предполагали устроители состязаний. А казалось бы, все предусмотрено — и афиши напечатаны, и судейская коллегия подобрана, и призов в достатке. Упустили главное — по-настоящему широко оповестить мотолюбителей о соревнованиях и донести до них программу, по которой они будут состязаться. В результате многие владельцы мотоциклов вообще не знали о предстоящих стартах, а другие не рискнули принять участие в них только по той причине, что не имели предоставления о процедуре проверки знания ЧгГравил движения, путая ее с экзаменом на получение водительских прав. И наконец, время соревнований — воскресный день — оказалось неудачным. Летом мотоциклисты используют два выходных для туристских поездок, и многих просто не было в городе. А. ЛУБЕНСКИЙ, спецкор «За рулем* г. ЧелябинскПервое испытание «фигурка».Мишень недалеко, но j попасть в нее трудно. об этом помнит инженерэлектрик В. Лаптев.J fИдет проверка знание Правил дорожного движения. Фото Ю. Теуша